Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов

Авторы:

Е.Б. Кузьмин , (кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны)

Ю.П. Денисенко , (доктор биологических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны)

Аннотация:

Актуальность. Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе спортивной деятельности и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности при спортивной деятельности. Материал. Нами исследовались педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов у юных спортсменов. Исследования проводились на юных волейболистах 15-16 лет. Методы: для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования: методы психодиагностики; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Методы психодиагностики использовались для измерения и оценки свойств личности волейболистов. Результаты. При практической реализации выделенных нами педагогических условий в учебно-тренировочном процессе волейболистов 15-16 лет наблюдается: ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, и повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения; усиление спортивной мотивации и соревновательной мотивации. Заключение. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

Ключевые слова:

мотив, спортивная мотивация, спортивная деятельность, свойства личности, уровень притязаний.

DOI: 10.14526/00_1111_08

Скачать полный текст статьи