Педагогическая система по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза

Авторы:

А. А. Оплетин , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

Уровень физического, психического и социального благополучия студенчества в современных условиях имеет тенденцию к ухудшению в связи с тяжелой экологической обстановкой и состоянием экономической нестабильности в стране. На фоне этих явлений студенты испытывают большие трудности, связанные с адаптацией к вузовской системе обучения, что приводит к снижению работоспособности, а затем и к ухудшению состояния психического и физического здоровья. Для изменения ситуации к лучшему в период обучения в вузе необходимо прилагать усилия для сохранения физического и психического здоровья студентов, обучать их культуре межличностных отношений, сформировать компетентность саморазвития личности и те качества, которые будут способствовать их социальной и профессиональной адаптации. Новая парадигма образования выделяет саморазвитие в отдельную самостоятельную группу. В нашем исследовании это формирование компетентности саморазвития личности средствами физической культуры. Вопрос компетентности саморазвития в высших учебных заведениях практически не изучен, является актуальным, имеет перспективу и востребованность. Материал. В данной статье рассматривается формирование компетентности саморазвития студенческой молодёжи на занятиях физической культурой при обучении в университете. Определены ценностные ориентиры и мотивы молодых людей на примере Пермского национального исследовательского политехнического университета. Методы: педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. В процессе эксперимента была разработана экспериментальная авторская программа по формированию компетентности саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой, в которую вошли: а) социально-педагогический тренинг; б) приемы самозащиты, российская система самообороны; в) универсальная система разминки. Одновременно разрабатывалась педагогическая технология реализации экспериментальной программы. У студентов, занимающихся по экспериментальной программе, подтвердилось проявление возросшего положительного отношения к освоению физической культуры с её саморазвивающей направленностью. Активное включение студентов в работу по формированию компетенции саморазвития обусловило коррекцию их личностных свойств и положительную динамику их проявления к концу экспериментальной работы. В экспериментальной группе резко снизился показатель тревожности, депрессии. Зафиксирована положительная динамика конкурентоспособности, устойчивости нравственного выбора в проблемных ситуациях, появилась уверенность в себе и своих силах. Заключение. При внедрении в образовательный процесс компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости в процессе формирования и саморазвития. Экспериментальная авторская программа по формированию компетентности саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой способна предельно включить самих студентовв познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности и способствует формированию компетентности саморазвития.

Ключевые слова:

физическая культура, личность, компетенции

DOI: 10.14526/00_1111_21

Скачать полный текст статьи