Направленность средств атлетической гимнастики на повышение интеллектуальной и физической работоспособности

Авторы:

В. В. Вавилов , (старший преподаватель, Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск)

А.И. Ушников , (Аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск)

Аннотация:

Постоянное совершенствование технологических процессов, усложнение промышленного оборудования, приборов, механизмов; необходимость постоянного роста производительности труда предъявляют высокие требования к сохранению интеллектуальной и физической работоспособности на необходимом уровне. Это обусловливает большую значимость сохранения и поддержания имиджа. Показателей здоровья и работоспособности в соответствии с требованиями производства. Закономерное возрастное снижение физической кондиции детерминирует обеспечение индивидуально оптимального объема двигательной активности, так как систематическое выполнение физических упражнений является одним из главных условий активной жизненной позиции достижения и поддержания на должном уровне интеллектуальной и физической подготовленности. Материал. В данной статье рассматривается значимость мышечной нагрузки определенного характера для обеспечения оптимальных показателей физической подготовленности. Определены интеллектуальные качества: восприятие, внимание, память, улучшение показателей которых имеет большое значение для качественного улучшения жизнедеятельности людей. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование; инструментальные методы. Результаты. Разработанная автором методика повышения интеллектуальной и физической подготовленности предусматривает не только рациональный подбор средств атлетической гимнастикой аэробной и анаэробной направленности, но также специальные двигательные задания для развития интеллектуальных качеств, применение которых в сочетании с критериями оценки уровня сформированности восприятия, внимания и памяти обеспечивает увеличение данных параметров. Положительная динамика показателей, характеризующих уровень интеллектуальной и физической подготовленности, является мощным стимулом для систематических занятий атлетической гимнастикой. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной автором методики повышения интеллектуальных качеств и физической подготовленности мужчин II зрелого возраста. Для эффективности тренировочных занятий большое значение имеет положительное психо-эмоциональное состояние, повышение которого достигается использованием эстетического компонента физических упражнений. Постоянное совершенствование технологий, автоматизация и интенсификация производственных процессов предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья, интеллектуальной и физической работоспособности. В этих условиях существенно возрастает роль физических упражнений, обеспечивающих необходимый уровень двигательной деятельности, как одно из главных условий поддержания показателей здоровья на индивидуально оптимальном уровне, профилактики профессиональных и возрастных заболеваний 1, 3, 5, 7. Среди других средств физической культуры, атлетическая гимнастика наиболее полно отвечает состоянию здоровья, физической подготовленности, интересам занимающихся. Выбор атлетической гимнастики, как ведущего средства повышения умственной и физической подготовленности, обусловлен разнообразием физических упражнений, их доступностью, возможностью самоконтроля физической нагрузки и управления тренировочным процессом. По мере адаптации к мышечной нагрузке, улучшения показателей здоровья и физической подготовленности происходит закономерное повышение психо-эмоционального состояния, формируется чувство удовлетворенности тренировочным процессом.

Ключевые слова:

показатели здоровья, физическая подготовленность, умственная деятельность, функциональное состояние, методика

DOI: 10.14526/08_2014_03

Скачать полный текст статьи