Теоретическое обоснование методики экологического самовоспитания

Авторы:

А.И. Колесник , (студентка, Ульяновский технический университет, Ульяновск)

Аннотация:

Рассматривая проблемы современного гуманитарного образования, необходимо особое внимание обратить на выдвинутое жизнью требование осуществления экологического образования, что обусловлено значительным ухудшением качественных параметров среды обитания, определяющих уровень жизнедеятельности населения, показатели его здоровья, духовно-нравственного развития. Выход из экологического кризиса требует усилий всего общества; от уровня экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры зависит его способность к решению экологических проблем. Внедрение государственной системы экологического образования является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции, определяющей эффективность экологической деятельности. Результативность экологического образования в значительной мере определяется уровнем экологического воспитания, вне пределов которого приобретенные знания в сфере экологии не могут быть рационально использованы. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования. Материал. Концептуальное обоснование экологического самовоспитания, результаты экологического воспитания. Результат. При формировании экологического мировоззрения необходимо предусмотреть возможности для организации процесса экологического воспитания и экологического самовоспитания как результата сформированности экологического мировоззрения и экологического сознания. Результативность экологического воспитания и самовоспитания обусловлена уровнем усвоения системы экологических знаний, раскрывающих взаимосвязи и взаимозависимости между состоянием окружающей природы и качеством жизнедеятельности людей, включая состояние здоровья. Заключение. Процесс экологического самовоспитания определяется направлением, задачами и содержанием экологического воспитания как базиса для дальнейшей работы по самовоспитанию личности в сфере экологии. Рассматриваемая в статье методика экологического самовоспитания опирается на ведущие структурные компоненты, закономерности и принципы экологического образования и экологического воспитания. Разработка программы экологического самовоспитания является необходимым условием эффективности совершенствования личности и духовно-нравственного развития как необходимого условия для данной экологической деятельности.

Ключевые слова:

отношение к природе, экологическое воспитание, методика

DOI: 10.14526/08_2014_08

Скачать полный текст статьи