Компоненты стиля руководства тренера как фактор эффективности работы спортивной команды

Авторы:

Жесткова Юлия Константиновна, (старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, 423800, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.)

Шарифуллина Светлана Рафаэльевна, (кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, 423800, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. )

Мутаева Ильсияр Шафиковна, (кандидат биологических наук, профессор, Набережночелнинский колледж (филиал) Поволжской государственный академии физической культуры спорта и туризма, 423807, Россия, г. Набережные Челны, ул. Батенчука, дом 21, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.)

Аннотация:

В статье рассматривается опыт изучения процесса воспитания взаимоотношений между тренерами и спортсменами в игровых видах спорта. Данный процесс должен занимать важное место в создании и формировании спортивной команды. Нами изучалась удовлетворенность спортсменов от взаимоотношений с тренером в рамках их профессиональной деятельности. Разработанные суждения позволили определить и оценить в балльной системе взаимосвязь между стилевыми компонентами управленческой деятельности тренера и взаимоотношениями со спортсменом. Выявлены очень благоприятные и достаточно благоприятные условия удовлетворенности спортсменов. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, моделирование, анкетный опрос, методы математической статистики. Исследование осуществлялось в 27 юношеских спортивных командах города Елабуга в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол. Общий объем выборки составил 290 спортсменов-разрядников. Для выявления компонентов стиля руководства тренерами использованы суждения, адресованные спортсменам. Материалы. Для выявления эффективности функционирования спортивного коллектива согласно современным представлениям судили по показателям результативности команд и удовлетворенности спортсменов различными сторонами жизни в коллективе. Результативность команд определялась их местом в чемпионате. Разработано 12 вариантов компонентов стиля руководства тренера, наиболее часто встречающихся в работе с командой. Они распределены по значимости, представленной в ответах респондентов. Результаты. На основании педагогических наблюдений и опроса респондентов разработана многокомпонентная модель стиля руководства тренера, включающая 12 типов взаимодействия тренера со спортсменами, характеризующих функциональные аспекты этой роли. При этом мы исходили из сложившегося в психологии понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и с отдельными его членами. Эти особенности взаимодействия в системе «руководитель-коллектив» выражаются, согласно литературным данным, в частоте реализации руководителем ряда функций, которые представлены в качестве компонентов стиля руководства тренера. Предположили, что частота реализации тренером соответствующих компонентов стиля руководства – важное условие роста эффективности спортивного коллектива. Заключение. Становление спортивного коллектива под руководством тренера проходит несколько стадий своего формирования. В нашем примере мы изучили этапы функционирования существующих команд, которые достигли определенного уровня подготовленности. Для успешного развития данного вопроса необходимо рассмотреть все этапы развития спортивной команды и удовлетворенность спортсменов на каждом этапе существования.

Ключевые слова:

стиль работы тренера, спортивная команда, удовлетворенность, взаимосвязь.

DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-1-45-52

Скачать полный текст статьи