О целесообразности параллельного изучения атаки и защиты в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки

Авторы:

Кузнецов А.С., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет», ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806)

Новаковский С.В., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002)

Соломахин О.Б., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002)

Аннотация:

В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что в программах на этапе начальной подготовки по греко-римской борьбе не разработаны методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками. Необходимо вначале обеспечить формирование стандартной координации при проведении атакующих приемов, защитные действия должны быть на втором плане. Если изучение технических действий при борьбе лёжа, в партере выполняются при относительно стабильных позициях, то при борьбе стоя усвоение учебного материала происходит в нестабильных условиях сохранения равновесия, в связи с чем возникают серьезные проблемы обеспечения безопасности при обоюдных падениях. Поэтому при борьбе стоя на начальном этапе обучения необходимо обеспечить стабильные условия без внешних динамических помех В начале обучения броскам необходимо добиться усвоения срединной структуры приема, основы которой должны быть заложены в классификации технических действий. Однако ничего конкретного для реализации таких пожеланий на уровне государственных программ предложено не было. В ряде научно-методических публикаций и в содержании программ условия для прочного усвоения срединных структур без сбивающего фактора внешних помех не соблюдены. Предлагается одновременно с изучением атакующего действия изучать защиту и контрприемы против него. Материал. Для выяснения целесообразности параллельного изучения атакующих и защитных действий проведен естественный педагогический эксперимент. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ соревновательной деятельности (бросков) борцов греко-римского стиля, методы математической статистики. Результаты. В статье проведен анализ программ начального этапа обучения в греко-римской борьбе. Выявлено, что в предыдущих программах на этапе начальной подготовки по греко-римской борьбе не разработаны методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками. В результате педагогического эксперимента доказано, что КГ и ЭГ-1 в конце третьего года обучения уступают по соревновательным результатам ЭГ-2, пропустившей участие в соревнованиях 2-го года обучения. Этот факт связан с отставленным эффектом щадящего метода обучения без помех со стороны защиты. Заключение. В результате 3-годичного педагогического эксперимента, охватывающего этап начальной подготовки и первый год тренировочного этапа, выяснилось, что изучать защиту и контрприёмы параллельно с атакующими техническими действиями при борьбе стоя нецелесообразно.

Ключевые слова:

атакующие приемы, греко-римская борьба, защитные действия, количественный показатель эффективности, контрприем, показатель активности, показатель выигрышности, соревновательная деятельность, этап начальной подготовки.

DOI: 10/14526/01_2018_279

Скачать полный текст статьи