Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент профилактики агрессивного поведения баскетболистов (на примере студенческих баскетбольных команд)

Авторы:

Серебренникова Н.А., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия ORCID: 0000-0002-2138-0511, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Шаган В.П., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия ORCID: 0000-0002-3496-038X, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Самойленко П.М., Казанский федеральный университет Казань, Россия ORCID: 0000-0002-3496-038X, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Аннотация:

Изучение эмоционального интеллекта остается малоразвитым направлением. Изучение эмоционального интеллекта в спорте тесно связано со спецификой видов спорта, насыщенных стрессовыми и соревновательными ситуациями, которые предполагают, с одной стороны, развитие высокого уровня самоконтроля эмоций у спортсменов, а с другой – умение управлять эмоциональными состояниями спортсменов со стороны тренера. Отсутствие способности управлять эмоциями приводит к проявлению у спортсменов деструктивного поведения, а именно агрессивного поведения во время соревновательной деятельности, что может негативно сказаться на соревновательном результате. Несмотря на то, что многие работы в спортивной педагогике и психологии посвящены проявлениям агрессивного поведения у спортсменов, стоит обратить внимание на то, что его структурообразующий компонент "эмоциональный интеллект" и их взаимосвязь остаются малоизученными. Материалы. Экспериментальная проверка эффективности методики профилактики агрессивного поведения баскетболистов, основанной на развитии эмоционального интеллекта. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование (опросник "Эмоциональный интеллект" Д. В. Люсина; методика определения уровня агрессивности и форм ее проявления А. Басса и А. Дарка; методика "Совладающее поведение в стрессовых ситуациях" адаптированная версия Т. А. Крюковой), методы математической статистики. Результаты. В статье представлены результаты исследования эффективности включения разработанной методики, направленной на развитие эмоционального интеллекта баскетболистов и профилактику агрессивного поведения, в тренировочную деятельность баскетболистов. Разработанная методика содержит 5 модулей, направленных на следующее: введение в проблему эмоционального интеллекта; изучение "восприятия, оценки и выражения эмоций"; изучение "использования эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности"; изучение "понимания и анализа эмоций"; изучение "сознательного управления эмоциями". Методика помогла снизить агрессивное поведение баскетболистов в соревновательной деятельности. Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эмоциональный интеллект влияет на проявление агрессивного поведения спортсменов, проявляется в готовности открыто выражать свои чувства и позиции. Результаты исследования свидетельствуют о том, что управление эмоциями является ведущим компонентом эмоционального интеллекта в проявлении агрессивного поведения, а понимание эмоций играет второстепенную роль.

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, агрессия, агрессивное поведение, профилактика, методика, баскетбол, баскетболисты, спорт, спортсмены, спортивная команда, спортивная подготовка, психологическая подготовка.

DOI: 10.14526/2070- 4798-2021-16-3-92-99

Скачать полный текст статьи