WEC Традиционные спортивные и игры руководителей исследований (TSGREs), Заметки Второго Совещания

Авторы:

M. Levent Akici - Всемирная конференция по этноспорту, г. Стамбул, Турция, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузнецова Зинаида Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская наб., дом 6, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузнецова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская наб., дом 6, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-5-8

Скачать полный текст статьи

Соревновательная результативность в лыжном марафоне на 50 км на Олимпийских играх и чемпионатах мира за весь период их проведения (с 1924 по 2019 гг.)

Авторы:

Баталов А.Г. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК) г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-0497-3160, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сенатская В.Г. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК) г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-8663-1548, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*

Щукин А.В. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК) г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-9728-6249, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Исследование посвящено анализу «рекордных» результатов победителей соревнований в лыжном марафоне на 50 км на Олимпийских играх (ОЗИ) и чемпионатах мира (ЧМ) за весь период их проведения (с 1924 по 2019 гг.). Основные задачи исследования связаны с оценкой многолетней динамики спортивно-технических результатов элитных лыжников-гонщиков в дисциплине 50 км в классическом и свободном стиле, оценкой возрастных характеристик победителей, а также рейтинговой и конкурентной оценкой стран-участниц в лыжном марафоне на ОИ и ЧМ. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анализ и оценка динамики спортивно-технических результатов элитных лыжников-гонщиков в марафонской дисциплине 50 км в классическом и свободном стиле, а также их возрастных характеристик и рейтинговой конкурентной оценки стран-участниц; методы математической статистики. Результаты. К основным результатам исследования можно отнести следующие: выявлена нарастающая динамика количества стран-участниц ОЗИ в лыжном марафоне: в I ОЗИ (1924г) – 8 участников, в XIII (1976г) –14, в XXIII (2018г) – 27; составлена рейтинговая оценка по количеству медалей, завоеванных спортсменами стран-участниц ЧМ и ОЗИ на дистанции 50 км в период с 1924 по 2019 год: Швеция – 62 медали, из них 26 золотых; Норвегия – 49 медалей, из них 20 золотых; Финляндия – 47 медалей, из них 15 золотых; Россия – 27 медалей, из них 5 золотых; выявлена общая нарастающая тенденция многолетней динамики соревновательных скоростей, показанных в классическом и коньковом стиле, у победителей марафона: расчётный показатель ежегодного прироста скорости в классическом стиле на ОЗИ составляет 0,042 м/с (0,59%), на ЧМ – 0,036 м/с (0,54%), в свободном стиле на ОЗИ составляет 0,044 м/с (0,58%), на ЧМ – 0,031 м/с (0,42%); определены возрастные характеристики лыжников-гонщиков, составляющих элиту данной дисциплины. В период с 1924 по 1972 годы («эра» использования деревянных лыж) средний возраст победителей на дистанции 50 км составил 29±1,6 лет (V – 5,5%), в период с 1976г по 2018г – 26,9±2,6 лет (V – 10,1%). Заключение. Результаты исследования позволят составить обоснованный прогноз развития марафонской олимпийской дисциплины, а также определить тенденцию в развитии существующих методов подготовки спортсменов на ближайшее будущее.

Ключевые слова:

Олимпийские игры, чемпионат мира, элитные лыжники-гонщики, соревновательная результативность, динамика спортивно-технических результатов.

DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-9-16

Скачать полный текст статьи

Трансформация тактических систем игры в современном футболе

Авторы:

Сучилин А.А. Волгоградская государственная академия физической культуры г. Волгоград, Россия ORCID: 0000-0003-0926-9201, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*

Вершинин М.А. Волгоградская государственная академия физической культуры г. Волгоград, Россия ORCID: 0000-0001-7238-3491, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новокщенов И.Н. Волгоградская государственная академия физической культуры г. Волгоград, Россия ORCID: 0000-0001-5322-0697, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Анализ специальной литературы по футболу (1958-2018) известных тренеров и специалистов по подготовке и участию команд в чемпионатах мира (Б. Аркадьев, Э.Женей, Э В. Лобановский, А.И. Матвиенко, Ю. Морозов и К. Бесков и др.) [1, 3,4, 5, 6] показал, что футбол за 60 лет своего профессионального развития претерпел существенные трансформации в тактике, несмотря на незначительные изменения и дополнения в правилах игры. Тактика игры и тактические построения команд тесно связаны со стратегией, под которой понимается управление подготовкой и выступлением футбольной команды в соревнованиях. Подготовка к чемпионатам мира, олимпийским играм и др. проводится, исходя из наличия у тренерского штаба высококвалифицированных игроков финансового и материального обеспечения, учета состава групп предварительного этапа соревнований и поставленной конечной цели – участие в финальных играх. Исходя из этого, подбираются тактические системы построения игры и стратегии их использования. Однако, научных работ в этом плане немного, да и в большинстве своем они посвящены классическим методическим подходам обучения и совершенствования тактической подготовки игроков. Чемпионаты мира, как и Олимпийские игры, в отличие от национальных чемпионатов, проводятся один раз в четыре года, имеют более высокий рейтинг и требуют повышенной ответственности за результат руководителей футбола и государства [2,7,8]. Это ведет к поиску инновационных систем подготовки футболистов к ответственным соревнованиям. Необходимость анализа современных тактических построений важна не только для профессиональных футболистов, но и для совершенствования теории и методики подготовки резерва по футболу, особенно на этапах спортивного совершенствования (16– 19 лет) и спортивного мастерства (20-23 года). Материалы. Поволжская олимпийская академия как основа развития олимпийского движения и олимпийского образования, Волгоградская государственная академия физической культуры как учебный комплекс в подготовке высококвалифицированных футболистов и специалистов по теории и методике футбола. Методы исследования. Анализ и обобщение методологической и научно-методической литературы, комплексный, системный и деятельностный подходы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, обобщение передового практического опыта. Результаты исследования. Обоснованы изменения в современных тактических системах игры профессиональных футболистов сборных национальных команд, произошедшие за шестидесятилетний период развития мирового футбола. Выявлены четыре основные тактические системы: бразильская(4+2+4), испанская (4+2+3+1), французская (4+5+1), среднеевропейская (4+4+2), которые зависят от подбора игроков и могут трансформироваться по ходу игры в зависимости от результата. Заключение. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют предложить инновационный подход к тактическим построениям профессиональных футбольных команд, обосновать теоретические модели систем, которые могут быть использованы как в профессиональном футболе, так и при подготовке олимпийского резерва, юношеских и молодежных сборных команд.

Ключевые слова:

национальные и молодежные команды, комплексный, системный и деятельностный подходы, тактические системы, футбол, чемпионат мира.

DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-26-32

Скачать полный текст статьи

Закаливание в системе самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи

Авторы:

Листкова М. Л. Омский государственный педагогический университет Омск, Россия ORCID: 0000-0002-7481-6059, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

На сегодняшний день значительное ухудшение показателей здоровья среди студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, объясняется рядом факторов, одним из которых является недостаточная сопротивляемость организма обучающихся различного рода простудным заболеваниям, что, в свою очередь, сильно ослабляет иммунную систему обучающихся. Это входит в противоречие с задачами предмета «Физическое воспитание» в высших учебных заведениях: укреплять здоровье студентов, улучшать показатели физического развития занимающейся молодёжи. Колоссальные изменения, вызванные социально-экономической, политической и образовательной действительностью, требуют новых, обоснованных с научной точки зрения подходов к системе физического воспитания студенческой молодёжи. Материалы. В данной статье рассматривается необходимость включения в содержание самостоятельных занятий студентов физической культурой оздоровительной процедуры закаливания, укрепляющей здоровье, повышающей устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. С этой целью нами проводился эксперимент среди студентов, обучающихся на различных факультетах. Ход эксперимента, его результаты представлены в статье. Методы исследования. Анализ и систематизация научной и методической литературы; обобщение передового педагогического опыта, рабочей документации и программного материала по предмету «Физическое воспитание» в высших учебных заведениях; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. В результате проведенного исследования нами было обнаружено, что срок достижения результата полного обливания всего тела max. холодной водой у каждого занимающегося в экспериментальной группе был индивидуальный, зависящий от переносимости холодового воздействия. По окончании эксперимента значительно сократилось количество простудных заболеваний с проявлением различной симптоматики, в том числе с повышением температуры тела, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Заключение. Закаливающие процедуры, используемые студентами экспериментальной группы в самостоятельных занятиях физической культурой, позволили в течение учебного года укрепить здоровье занимающихся, повысили устойчивость организма учащихся к воздействию холода, что в конечном итоге привело к снижению простудных заболеваний среди студентов, обучающихся на различных факультетах университета.

Ключевые слова:

студенты, здоровье, закаливание, обливание, физическая культура, самостоятельные занятия, температура воды.

DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-55-60

Скачать полный текст статьи

Практические аспекты построения мезоцикла подготовки курсантов, занимающихся гиревым спортом, с учетом типологии их биоэнергетики

Авторы:

Ибрагимов И.Н. Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, г. Тюмень, Россия ORCID: 0000-0003-2158-5872, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузнецова З.М. УВО «Университет управления «ТИСБИ», г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-5558-474X, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В современном мире гиревой спорт используется как средство развития силовых возможностей спортсменов в различных видах двигательной деятельности. Но силовые виды спорта сегодня требуют выявления путей индивидуализации силовой подготовки в связи с наличием принципиально разных потенциальных двигательных возможностей занимающихся. В статье рассматриваются практические аспекты использования проявления типологии биоэнергетики у курсантов, занимающихся гиревым спортом. Средства гиревого спорта направлены в основном на развитие силовых возможностей и специальной силовой выносливости. Учет проявления источника энергообеспечения мышечной деятельности курсантов, занимающихся гиревым спортом, позволяет пересмотреть использование разнонаправленных тренировочных средств в процессе их спортивной подготовки. Данный фактор может выступать как основа повышения эффективности соревновательной деятельности. Методы исследования. В исследовании принимали участие курсанты, занимающиеся гиревым спортом, в количестве 40 человек, обучающиеся в Тюменском высшем военно- инженерном командном училище (военном институте) г. Тюмени, Россия. Материалы. Материалом работы явилось исследование принадлежности курсантов к различным биотипам и на этой основе моделирование построения различных мезоциклов спортивной тренировки. Результаты. Построение мезоциклов подготовки курсантов, занимающихся гиревым спортом, позволяет эффективно обеспечить суммарный тренировочный эффект, который может выражаться увеличением показателей физической, функциональной подготовленности и результативности соревновательной деятельности. Выявление у курсантов принадлежности к биотипам в зависимости от уровня квалификации показало, что среди них встречаются все профили биоэнергетики. Разработана примерная программа с указанием различных вариантов сочетания уровня физической нагрузки, особенно в таких мезоциклах, как втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные, с учетом направленности включаемых микроциклов подготовки. Реализация возможных вариантов сочетания физической нагрузки в микро- и мезоциклах спортивной подготовки с учетом биотипов курсантов позволяет повысить физическую работоспособность и восстановление функционального состояния после соревновательной деятельности. Заключение. Создание модельных вариантов сочетания направленности нагрузки не только в микроциклах, но и в мезоциклах подготовки позволяет осуществлять коррекцию программы в макроцикле подготовки. Определено, чем продолжительнее и напряжённее тренируются курсанты, тем длительнее должен быть выход из напряженного состояния за счет своевременного восстановления физической работоспособности не только в восстановительный период, но и по необходимости. Важно планировать тренировочные занятия для курсантов с учетом типологии биоэнергетики, так как такой подход позволяет контролировать адаптационные процессы организма на различных этапах их подготовки.

Ключевые слова:

курсанты, планирование, мезоциклы, микроциклы, спортивная подготовка, биотипы.

DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-33-40

Скачать полный текст статьи