Модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха

Авторы:

Степанова О.Н., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-4114-2801, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лашенков К.Д., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0003-2247-3557, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Современная система образования взяла курс на реализацию принципов инклюзии, что предусматривает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормативно здоровых обучающихся. В России накоплен более чем двадцатилетний опыт реализации принципов инклюзии в системе школьного образования. Что касается вузов, то они лишь в последние годы взяли на вооружение принципы инклюзии, и вопрос организации инклюзивного физического воспитания студентов вуза с особыми образовательными потребностями до сих пор стоит очень остро. Материалы. Исследование проводилось на базе трёх московских вузов: Российского государственного социального университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского педагогического государственного университета. Материалами исследования послужили результаты анализа специальной литературы; контент-анализа программно-нормативной документации вузов, регламентирующей процессы физического воспитания, спортивной подготовки и организации учебного процесса студентов, имеющих и не имеющих отклонения в состоянии здоровья; исследования нозологической картины контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья; педагогических наблюдений за процессом занятий физическими упражнениями и спортом в вузе; опросов 160 студентов с нарушением слуха и 374 студентов без ограничений в состоянии здоровья, экспертных опросов 52 преподавателей кафедр физического воспитания и тренеров студенческих спортивных клубов. Методы исследования. Анализ и обобщение литературных первоисточников, контент-анализ программно-нормативной документации, анамнез, опросы (интервью и анкетирование), педагогические наблюдения, экспертная оценка, педагогическое моделирование. Результаты.Разработана модель инклюзивного физического воспитания студентов с нарушением слуха, включающая четыре блока: 1) концептуальный, в котором изложены ведущая идея, методологические подходы и принципы; 2) целевой, раскрывающий цель и задачи; 3) содержательный, характеризующий направления (образовательное, физкультурно-спортивное, оздоровительно-реабилитационное и оздоровительно-рекреационное) и формы (урочные и внеурочные) работы; 4) оценочно-результативный, содержащий описание ожидаемых результатов (образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных, социально-адаптационных и организационных) смоделированного педагогического процесса. Заключение. Результаты экспериментальной апробации авторской модели показали, что инклюзивное физическое воспитание студентов с нарушением слуха будет эффективным при условиях: а) разумного сочетания принципов инклюзии и сегрегации; б) учёта образовательных и физкультурно-спортивных потребностей, состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии, наличие и характер иных заболеваний), уровня и особенностей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и спортивного опыта обучающихся; в) соблюдения принципа вариативности реализуемых программ физического воспитания и спортивной работы.

Ключевые слова:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, студенты с нарушением слуха, инклюзивное физическое воспитание студентов вуза.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-174-184

Скачать полный текст статьи