Аспекты физического воспитания студентов вуза в рамках формирования здорового образа жизни

Авторы:

Львова А.К., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Основным содержанием подготовки студенческой молодежи к жизни является их социализация и адаптация в рамках получения профессионального образования и приобретения будущей профессии. Специалистами вуза вопросы образования и воспитания рассматриваются в единстве, при этом они признают и реализуют специфику каждого раздела по отдельности. Физическое воспитание студенческой молодежи рассматривается как часть общей культуры, где физическое совершенство должно занимать центральное место. Физическое воспитание как процесс реализации соревновательных и нормативных стимулов направлено на гармоничное развитие студенческой молодежи. Физическое совершенствование, приобретение двигательных навыков и умений на занятиях физической культурой являются основой воспитательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Проведенные исследования показали, что физическое здоровье студентов сегодня не вызывает оптимизма. Наблюдается снижение уровня двигательной активности из курса в курс, достигая низкого уровня к выпуску. Выявлено у студентов отсутствие специальной или самостоятельной двигательной активности. Выявлены как отрицательные, так и разнонаправленные стороны организации здорового образа жизни. Методы и материал исследования. Исследование проводилось на базе Тюменского индустриального университета, г. Тюмень, Россия. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в учебных группах по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование». Проведен анализ научнометодической и специализированной литературы, опрос с целью выявления отношения студентов к вопросам двигательной активности и здорового образа жизни. Результаты. Выявлен уровень физической культуры студентов, характеризуемый показателями и видами проявления двигательной активности, а также знания методов формирования здорового образа жизни, владения методами оздоровительной тренировки. Определен и оценен уровень физической подготовленности студентов в целом. После реализации воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни, направленных на повышение двигательной активности, уровень физической подготовленности изменился в положительную сторону. Теоретическая значимость данной работы заключается в получения новых знаний о расширении возможностей самостоятельной и специализированной двигательной активности студентов в условиях вуза, особенно в программе формирования здорового образа жизни. Практическая значимость результатов исследования заключается в более высокой эффективности физического воспитания студентов вузов, раскрываемой в показателях физической, функциональной подготовленности и результативности физкультурно-спортивной активности. Выявлена значимость специальной и собственно самостоятельной двигательной активности, которую необходимо обосновать в экспериментальных исследованиях. Полученные результаты позволят разработать практические рекомендации по повышению физического потенциала обучающихся. Заключение. Наше исследование подтвердило важность повышения интереса студентов к различным вариантам повышения двигательной активности как условия изменения физического потенциала студентов.

Ключевые слова:

студенты, физическое воспитание, физическая культура, здоровый образ жизни, двигательная активность, опрос, физическая подготовленность.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17- 4-141-146.

Скачать полный текст статьи