Удельный вес психологии и педагогики физического воспитания в реализации готовности специалиста к деятельности по профилю назначения

Авторы:

Пугачев И.Ю., Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия, ORCID: 0000-0003-3849-2322, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Сформулирована проблема, с одной стороны, в необходимости психологопедагогического обеспечения готовности полноценного населения страны к деятельности; с другой – в научной незавершенности сущности определения «готовности», а также аспектов соотношения психологического и педагогического контентов в этом процессе. Материалы и методы исследования. Метод логической обработки информации (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция); теоретический анализ и обобщение; ретроспективный анализ; теоретическое моделирование и прогнозирование. Результаты. Выделено три ключевых кластера изучаемой проблемы: соотношение успешной и бинарной готовности специалиста к деятельности; соотношение перекрестной адаптации и перекрестной сенсибилизации в готовности специалиста к деятельности; соотношение порогов «зоны досягаемости» в изучении мозговых процессов организма человека педагогикой и психологией физического воспитания. Заключение. Разработана классификация научных взглядов соотношения информационного поля психологии и педагогики физического воспитания в контенте тезауруса готовности специалиста к деятельности, предполагающая необходимость бинарного ее рассмотрения, алгоритм формирования состояний «перекрестной адаптации», «упреждающей адаптации» и «перекрестной сенсибилизации» в системе вузовской подготовки выпускников. Научная новизна. Изучена взаимосвязь психологического и педагогического компонентов в физическом воспитании человека в целях формирования готовности к деятельности специалиста; определены методологические положения ее формирования, в частности, необходимости достижения человеком труда конкретного «среза» наиболее задействованных параметров его физических кондиций, функционального состояния организма и морфологических признаков. Практическая значимость. Недостаточный уровень развития указанных компонентов готовности прогнозирует «плацебо» усилий полноценной подготовки специалиста на фоне стресса.

Ключевые слова:

психология, педагогика, физическое воспитание, специалист, готовность к деятельности, тезаурус, выпускники вузов, физическая готовность, физическое состояние, функциональное состояние организма, физическое развитие, психо-эмоциогенный компонент.

DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-147-154.

Скачать полный текст статьи