Запрос юного хоккеиста как основание определения критериев психолого-педагогической готовности родителей к процессу сопровождения спортивного совершенствования

Авторы:

Ташкинов К.С., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-2258-4049, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузьменко Г.А., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иванков Ч.Т., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-2258-4049, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Проявления психолого-педагогической компетентности поведения и деятельности родителей детей-хоккеистов обусловлены успешностью взаимодействия тренера и родителя юного спортсмена, которые позиционируют собственную роль как ведущую и определяющую в построении спортивного поведения юного спортсмена. При этом не всегда учитываются запросы юных спортсменов. Материал. Выявление поведенческих характеристик психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обоснование значимости их направленного развития и деятельностного проявления. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, интервьюирование, семантический анализ высказываний, классификация, методы описательной статистики, корреляционный анализ. Результат. В исследовании выявлены поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обоснована значимость их направленного развития и деятельностного проявления. Выделены смысловые конструкты запросов юных хоккеистов, характеризующие: психолого-педагогические особенности поведения грамотного родителя; педагогические ошибки родителя в процессе восприятия им успешных и неуспешных процессуальнорезультативных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности ребенкахоккеиста; спектр психолого-педагогических способностей, необходимых родителю. Представленные смысловые блоки суждений обладают высокой корреляционной зависимостью востребованных юными хоккеистами показателей психологопедагогической компетентности родителя, что повышает значимость совершенствования родителем регулятивных, интеллектуальных, волевых, коммуникативных способностей, самовоспитания гуманных качеств, основ культуры сотрудничества. Определен спектр ключевых профессионально значимых способностей тренера по хоккею, среди которых: «терпеливость», «интеллект», «сила духа», «опыт конструктивного взаимодействия в процессе достижения побед». Заключение. Выделенные юными спортсменами поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей в процессе сопровождения спортивного совершенствования определили высокую степень заинтересованности детей в конструктивном поведении родителей, что позволяет констатировать существенную степень зрелости личности юных спортсменов в самоопределении ресурсных стратегий поведения родителя, способствующих личностному и спортивному совершенствованию ребенка.

Ключевые слова:

хоккей с шайбой; спортивная подготовка; юный спортсмен; родитель; критерии психолого-педагогической готовности к сопровождению; запрос юного хоккеиста.

DOI: 10.14526/2070- 4798-2022-17-4-155-159.

Скачать полный текст статьи