Развитие системной рефлексии в процессе обучения в условиях реализации программы педагогического бакалавриата

Авторы:

Жабаков В.Е., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, ORCID: 0000-0003-0897-1840, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Цель исследования – исследование системной рефлексии как условия реализации программы педагогического бакалавриата. Практическая значимость нашего исследования обусловлена изменением требований к подготовке будущих педагогов в соответствии с внедрением программы педагогического бакалавриата «Ядро высшего образования». Научная новизна исследования заключается в описании профилей рефлексии, исследовании влияния системной рефлексии на учебную мотивацию студентов. Практическая значимость исследования: анализ представлений о процессе обучения у студентов в контексте рефлексирования и мотивации позволяет выработать психолого-педагогические воздействия с целью оптимизации внедрения программы педагогического бакалавриата «Ядро высшего образования», а также выработать определенную стратегию повышения психологической эффективности процесса обучения. Методы исследования: дифференциальный тест рефлексивности (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин); прототипический анализ свободных ассоциаций респондентов на тему «Обучение в вузе»; методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой. Обработка данных включала: факторный анализ, сравнение средних значений и выявление достоверных различий с использованием φ* критерий Фишера, методы описательной статистики. Результат. Прототипический анализ показывает, что содержание представлений о процессе обучения в вузе отражает особенности рефлексирования студентов о стратегиях развития в профессии, проектирование личностной успешности. В результате анализа ассоциаций было выделено 3 базовых фактора, которые охватывают 61,5% совокупной дисперсии: «рефлексия себя» «рефлексия Значимого другого», «рефлексия ситуации». Системная рефлексия оказывает значимое положительное влияние на учебно-познавательные, коммуникативные мотивы и нивелирует мотивы избегания. В условиях интроспекции статистически значимые различия выявлены в особенностях коммуникативных мотивов. Квазирефлексия незначительно оказывает влияние на особенности развития учебных мотивов. Заключение. Критериальная сложность, отсутствие устоявшегося диагностического инструментария, разноплановость семантического содержания понятия затрудняют процесс исследования системной рефлексии. В нашем исследовании мы выявили важную особенность системной рефлексии – влияние на процесс внедрения программ педагогического бакалавриата через усиление учебно-познавательных и коммуникативных мотивов и нивелирование мотивов избегания.

Ключевые слова:

педагогический бакалавриат, системная рефлексия, подготовка педагогов.

Скачать полный текст статьи