Темп прохождения соревновательной трассы в спортивном скалолазании

Авторы:

Ю.В. Котченко , (кандидат технических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская 33, Севастополь, Россия, 299053)

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследований одного из влияющих на итог выступления факторов – темпа прохождения соревновательной трассы. Материалы. Рассматриваются закономерности темповых характеристик во время выступлений женщин на международных соревнованиях в лазании на трудность. Цель исследований – поиск путей повышения соревновательной эффективности. Результаты базируются на данных анализа 1600 стартов спортсменок на 38 этапах кубка мира и трех мировых чемпионатах. Методы исследования: анализ литературных источников, описание, моделирование, методы математико-статистического анализа. Результаты. Было установлено, что большинству спортсменок удается держать высокие темповые показатели в пределах 6-8 сек. на одно результативное движение только в первые 2-3 минуты выступления. Явное снижение темповой активности начинает проявляться примерно на 5-й минуте чистого времени лазания, а при движении по трассе в темпе более 10 сек. достижение хорошего результата практически невозможно. В ходе анализа были отмечены отдельные случаи, когда спортсменки высокого уровня подготовки поддерживали очень высокий темп движения (примерно 6 сек.) на протяжении длительного, до 400 сек., времени. Сравнительный анализ квалификационного и полуфинально-финального этапов показал, что на более сложных трассах наблюдается рост показателей темпа на 9,1%. Снижение быстроты принятия решений и скорости выполнения отдельных двигательных действий происходит на фоне высоких физических затрат и предельной концентрации внимания. В такой ситуации поддерживать высокий темп лазания, особенно на протяженных дистанциях, когда максимальные итоговые значения превышают 40 баллов, могут только лидеры. Исследования позволили установить, что темп движения спортсменки на соревновательной трассе находится в обратной нелинейной связи с итоговым результатом, степень связи R = 0,26. На основании полученных закономерностей построена регрессионная модель взаимосвязи темпа с результатом выступления. Модель позволяет выполнить ориентировочный расчет временного графика движения спортсменки по трассе. Наибольшее количество высокорезультативных показателей сосредоточено в области низких (по модулю) значений темпа: от 6 до 9 сек., и такая закономерность является весьма перспективной с точки зрения ее практической реализации в соревновательном процессе. Заключение. Вклад темпа в итоговый результат при правильном построении тактики движения может достигать величины в 7,3%. Регрессионный анализ показал, что темповая характеристика движения, по своим показателям находящаяся вблизи верхней границы установленных значений вклада в результат и частных корреляций, может оказать существенное положительное влияние на общий итог спортивного выступления.

Ключевые слова:

спортивное скалолазание, международные соревнования, темп лазания, эффективность.

DOI: 10.14526/01_2017_176

Скачать полный текст статьи

Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксерок

Авторы:

З.М. Кузнецова , (доктор педагогических наук, профессор,, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

Ю.Д. Овчинников , (кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», ул. им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Л.В. Хорькова , (студентка, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», ул. им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015 )

Аннотация:

Актуальность данной проблемы обусловлена многими факторами, происходящими в современном спорте, и прежде всего популярностью женского бокса как профессионального вида спорта. В научной литературе проблема восстановления физического состояния после тренировок женщин-боксеров недостаточно полно изучена. Самоконтроль позволяет спортсмену более объективно оценивать возможности своего организма и самостоятельно находить резервы для оптимальных физических нагрузок в тренировочном процессе и для восстановления после тренировок. Материал. В статье авторы обращают внимание на важные аспекты физического состояния спортсмена после тренировочного процесса, период усталости. Методы исследования: анализ и изучение научной литературы, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Результат. В ходе исследования были проанализированы характеристики базовых параметров ЧСС с целью сопоставления с собственными данными. В течение года спортсменка проводила эксперимент по восстановлению сил организма с использованием различных водных процедур: посещения бани, бассейна, холодного душа, умывания холодной водой. В статье приведены показатели ЧСС недельного тренировочного процесса. На их основании выстроен график самоконтроля физического состояния спортсмена. Регулярное посещение бани заметно улучшило координацию при выполнении упражнений в тренировочном процессе, а также иммунную систему организма спортсменки. Графически выстроены периоды усталости, происходящие в организме и причинно-следственные взаимосвязи.

Ключевые слова:

женский бокс, самоконтроль, нагрузки, ЧСС, тренировочный процесс, спорт, биомеханика мышц, усталость

DOI: 10.14526/01_2017_177

Скачать полный текст статьи

Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике

Авторы:

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Н.А. Касаткина , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Е.К. Тимофеева , (магистрант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Повышение уровня подготовленности гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой, представляет собой проблему, сложность которой состоит в необходимости решения комплекса задач: не только повышения показателей физической, технической и психологической подготовленности, но и формирования артистичности, которая оценивается наравне с технической. Материалы. В данной статье предлагается новый подход к разработке методики формирования артистичности в спортивной аэробике. Методика основана на комплексном подходе, обеспечивающем информационное просвещение спортсменок, целью которого является понимание смысла каждого выполняемого двигательного действия, его эстетического содержания, а также возможности использования средств выразительности, с помощью которых занимающиеся спортивной аэробикой выстраивают диалог с судьями и зрителями. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Данная концепция основана на широком применении хореографических упражнений, способствующих повышению двигательной и музыкальной культуры при использовании классической, духовно-нравственной и высокохудожественной современной музыки. Авторы данной методики обращают внимание на значимость формирования индивидуального стиля выступления каждого гимнаста как результата творческого подхода при создании художественно-музыкального образа двигательного действия, конструирования композиции. Для объективной оценки технической подготовленности и артистичности были разработаны специальные критерии, отражающие качество пространственно-временных и пространственно-силовых параметров движений, четкость и выразительность линий верхних и нижних конечностей, тела; статическую и динамическую осанку. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенного подхода к организации тренировочного процесса юных квалифицированных гимнасток на основе творческого использования широкого арсенала средств выразительности, высокого уровня хореографической и музыкальной подготовки, понимания эстетического содержания каждого двигательного действия.

Ключевые слова:

хореографическая подготовка, методика, средства выразительности, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_2017_179

Скачать полный текст статьи

Факторный анализ составляющих спортивного результата сильнейших конькобежцев мира на дистанции 500 м

Авторы:

Е.А. Морозова , (аспирант, ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», Ул. ул. Декабристов, д. 35, г. Санкт-Петербург, Россия, 190121 )

Аннотация:

Современные тенденции в области конькобежного спорта характеризуются непрерывным возрастанием скорости бега во всех соревновательных дисциплинах. Перед специалистами в области скоростного бега на коньках остро встает вопрос о методическом обеспечении тренировки конькобежцев: новые тенденции требуют новых научно обоснованных подходов к организации тренировочного процесса с учетом специфики соревновательной деятельности. Материалы: Изучение факторов, определяющихитоговый результат конькобежцев в беге на дистанции 500м. В данной статье факторному анализу были подвергнуты результаты V этапа Кубка мира (2013), проходившего в Норвегии. Методы исследования: проводился анализ видеосъемки забегов и официальных протоколов соревнований 18 сильнейших конькобежцев-спринтеров мира; статистическая обработка данных осуществлялась в программе STATGRAPHICS Centurion; факторизация корреляционной матрицы производилась посредством метода главных компонент. Результаты. На первом этапе выполнения факторного анализа было выделено 10 факторов, в большей или меньшей степени оказывающих влияние на итоговые результаты конькобежцев. На втором этапе было выявлено 4 ключевых фактора, объясняющих 83,91% полной дисперсии выборки: способность развивать максимальную скорость при прохождении первого и второго виража, способность удерживать набранную скорость при прохождении переходной прямой, способность к финишному рывку. Анализ матрицы факторных нагрузок позволил определить, что при прохождении дистанции 500 м конькобежец развивает максимальную скорость при выходе из виража (т.е. на отрезках 150-200 м и 350-400 м). Заключение. Итоговый результат конькобежцев на дистанции 500 м в большей степени зависит от способности развивать максимальную скорость при прохождении виража и от способности ее удерживать в беге по прямой; стартовый отрезок оказывает меньшее значение на итоговый результат спортсмена, нежели обозначенные выше факторы. При совершенствовании технико-тактического мастерства конькобежцам необходимо уделять большее внимание бегу по виражу как наиболее благоприятному отрезку для развития максимальной скорости бега.

Ключевые слова:

конькобежный спорт, спринтерский бег, факторы спортивного результата.

DOI: 10.14526/01_2017_178

Скачать полный текст статьи

Организация физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи на основе личностно-ориентированного подхода

Авторы:

О.Н. Валкина , (кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Е.Е. Фунина , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Е.О. Панова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Проблема приобщения учащейся молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями является одной из актуальных. Несмотря на понимание ее значимости в практике организации специального среднего и высшего образования, в подходах к проведению учебных занятий по физическому воспитанию студентов до настоящего времени принципиально ничего не изменилось, что свидетельствует об актуальности предпринятого исследования. Одним из основополагающих подходов к реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности является создание унифицированного педагогического пространства, обеспечивающего возможности для реализации специфических для каждого занимающегося черт и особенностей характера, мировоззрения, взаимоотношений с окружающими в процессе двигательной активности. Материалы. Обоснование эффективных способов реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности школьников разного возраста и учащейся молодежи. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, передового педагогического опыта преподавателей по физической культуре и спорту, педагогический эксперимент, наблюдения, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье предлагается научно обоснованный подход к более широкому использованию средств физической культуры и спорта не только для повышения уровня физической подготовленности, но и для интеллектуального, духовно-нравственного развития. Заключение. Экспериментальные данные подтверждают целесообразность и эффективность предложенного способа приобщения учащейся молодежи к различным занятиям физическими упражнениями при органическом дополнении их самостоятельным использованием средств физической культуры и спорта. Это обеспечивает при осознанном отношении к данному процессу не только физическое, но и духовно-нравственное совершенствование учащейся молодежи. Предложенный способ построения физкультурно-спортивной деятельности позволяет установить тесную связь с другими общеобразовательными предметами.

Ключевые слова:

физкультурно-спортивная деятельность, студенты, единство двигательной и интеллектуальной деятельности, личностно-ориентированный подход, физическая подготовленность, посещаемость и успеваемость.

DOI: 10.14526/01_2017_180

Скачать полный текст статьи