Концептуальные основы повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов

Авторы:

Е.А. Анисимова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Повышение результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов является сложной проблемой, привлекающей внимание опытных тренеров и творчески мыслящих спортсменов. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что попытки дальнейшего развития скоростно-силовых качеств, поиска путей выявления оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, реализация волевого потенциала не дают ожидаемого эффекта. Это стало одной из причин обращения спортсменов к фармакологическим средствам, активизирующим кинезиологический потенциал. В то же время специалисты по психологии, биомеханике, теории спортивной подготовки, философии, педагогике считают, что использованы на все способы повышения интеллектуальных и двигательных возможностей спортсменов. Материал.Практика мирового спорта показывает, что в разных условиях соревновательной деятельности, атлеты с одним и тем же уровнем функционального состояния, психологической, физической и технической подготовленности показывают различные результаты. Очевидно, что до настоящего времени недостаточно исследованы возможности человеческого организма, способствующие повышению спортивных результатов. Методы: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье раскрывается значимость углубления теоретической подготовки путем более глубокого осмысления основополагающих методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, синергетического, использование которых способствует активизации внутренних процессов, стимулирующих интеллектуальную и двигательную деятельность, что позволяет выйти за пределы привычных представлений о построении тренировочного процесса. Теоретическая подготовка включает широкий круг вопросов, решение которых позволяет на более высоком уровне совершенствовать систему спортивной подготовки, обеспечивающей рост высоких результатов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что включение интеллекта спортсмена, использование анализа накопленного субъектного опыта, возникающих ощущений и специфических чувств настраивают атлетов на поиск путей самосовершенствования, реализации природного потенциала для достижения планируемого результата.

Ключевые слова:

бег, спринтерские дистанции, методологические подходы, техническая, физическая подготовленность, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_98

Скачать полный текст статьи

Анализ соревновательной деятельности юных спортсменов в хоккее с мячом

Авторы:

С.Н. Ключникова , (кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

А.Ю. Малофеев , (кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

Д.Н. Немытов , (кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Технико-тактические действия игроков составляют центральное звено соревновательной игры и тренировочной практики, требующих значительного времени на их совершенствование в процессе многолетней спортивной подготовки. Управление системой спортивной подготовки предполагает наличие комплексного педагогического контроля, который позволяет определить количественные и качественные стороны двигательной деятельности юных спортсменов. В частности, контроль и последующий анализ показателей игровой соревновательной деятельности позволяет оценить подготовленность юного хоккеиста, а также внести необходимые коррективы в тренировочный процесс. Методы: анализ и обобщение научной и методической литературыпедагогическое наблюдение, регистрация показателей соревновательной деятельности, статистический анализ. Материалы. В статье рассматривается соревновательная деятельность юных хоккеистов среднего школьного возраста, участников различных турниров всероссийского ранга, в частности, выявляется результативность технико-тактических действий хоккеистов 13-15 лет в соревновательном периоде. Результаты. Фактические статистические данные официальных игр в детско-юношеском хоккее с мячом позволили осуществить анализ эффективности соревновательной деятельности по параметрам результативности выполнения технико-тактических действий (ТТД). Технико-тактические показатели соревновательной деятельности юных хоккеистов позволили выявить их изменения в возрастном аспекте. Заключение. Рациональное планирование учебно-тренировочного процесса в ходе круглогодичной и многолетней подготовки дает необходимый эффект только при наличии системы педагогического контроля за ее ходом. Результаты исследования позволят в определенной степени оптимизировать содержание спортивной тренировки в хоккее с мячом, обосновать новые подходы к выбору тестирующих упражнений (средств педагогического контроля) применительно к выполнению юными хоккеистами нормативных требований учебной программы ДЮСШ (СДЮСШОР) по основным ее разделам (физическая подготовка, технико-тактическая подготовка).

Ключевые слова:

соревновательная деятельность, техника хоккея с мячом, технико-тактическая подготовленность.

DOI: 10.14526/01_1111_120

Скачать полный текст статьи

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы системы подготовки юных дзюдоистов к ответственным соревнованиям

Авторы:

М.Ю. Нохрин , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990)

Аннотация:

Актуальной задачей является повышение теоретической подготовленности всего тренерского состава, изучение физических и физиологических основ спортивной тренировки, преемственность в работе тренеров со своими подопечными. Материалы. В данном научном обзоре представлена современная существующая система подготовки юных дзюдоистов к ответственным соревнованиям и ее насущные проблемы. Прежде всего, это проблема относительно нового разделения юных спортсменов на возрастные категории – до 18, до 23 и свыше 23 лет. С одной стороны, у такого деления есть ряд преимуществ, с другой же стороны, такое деление задерживает выход юного спортсмена во взрослую жизнь, не давая ему брать на себя ответственность за принятие решений, в том числе и спортивных. Описаны самые распространенные ошибки, которые совершаются, в основном тренерами, при подготовке юных спортсменов и предложены способы корректировки этих недочетов и пути выхода из создавшихся проблем. Основной сложностью остается проблема сгонки веса, которой уделяется отдельное внимание. Методы исследования: Работа проводилось в условиях подготовки команды юниоров по дзюдо к ряду соревнований, во время которых проводилось наблюдение за функционированием всей системы подготовки юных спортсменов, включая и оценку работы тренерско-преподавательского состава, самих спортсменов, комплексной научной группы, медико-биологической поддержки. Результаты. Результаты исследования привели к тому, что за время наблюдения за командой юных спортсменов и их деятельностью сформировались несколько групп критериев оценивания функционирования системы подготовки юных дзюдоистов, что сводится к следующим аспектам: отсутствие системы и плана подготовки в общем и целом, что теряется на фоне деятельности по решению ряда частных задач, отсутствие единых целей и задач у тренеров сборной команды страны и личных тренеров, отсутствие элементарных знаний спортивной физиологии у личных тренеров юных спортсменов. Заключение. Система подготовки юных дзюдоистов к ответственным соревнованиям в настоящее время имеет ряд несовершенств, даже при введении в нее методов усовершенствования и оптимизации. Однако создать идеальную во всех смыслах систему подготовки, наверное, не представляется возможным, поэтому прежде всего необходимо понять нынешнюю систему изнутри, познать ее организационные и правовые основы, изучить слабые места и все возможные недочеты, которые, уже зная их и понимая их, устранять и нивелировать, внося корректировки ситуационно, по возможности планово и планомерно. А также необходимо выявить все сильные стороны существующей ныне системы подготовки юных дзюдоистов и, используя все лучшие ее качества и свойства, методично вести юного спортсмена к победам на международных соревнованиях, выводя нашу страну в мировые лидеры.

Ключевые слова:

система подготовки, спортивная тренировка, юниоры.

DOI: 10.14526/01_1111_122

Скачать полный текст статьи

Oрганизация и содержание плавательной подготовки юных ватерполистов на этапе спортивного совершенствования

Авторы:

И.С. Марьин , (тренер по плаванию и водному поло , фитнес-клуб «Tennis.ru», улица Летовская Малая 8, Москва, Россия)

О.Н. Степанова , (доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, улица Малая Пироговская 1/1, Москва, Россия, 19991)

Аннотация:

Одной из наиболее важных составляющих тренировочного процесса в водном поло является плавательная подготовка, являющаяся для ватерполиста основным фундаментом, на котором развивается и совершенствуется физическая и технико-тактическая подготовка команды. Без плавательной подготовки невозможно освоить и довести до совершенства многообразные приёмы техники, невозможно работать над тактической подготовкой игрока или команды в целом. Материал. В статье рассматривается проблема плавательной подготовки ватерполистов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, экспертный опрос, качественно-количественный контент-анализ видеозаписей, педагогическое наблюдение, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Представлен перечень способов передвижения и игровых приёмов, используемых в соревновательной практике команд и игроков мировой элиты водного поло, полученный в результате экспертных опросов тренеров и качественно-количественного контент-анализа видеозаписей игр Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 годов. Представлена авторская программа плавательной подготовки ватерполистов 16–18 лет на этапе спортивного совершенствования и результаты её экспериментальной апробации.Применение экспериментальной программы плавательной подготовки способствовало совершенствованию техники спортивных и ватерпольных способов плавания, сокращению времени преодоления контрольных отрезков дистанций спортивными и специальными способами плавания, улучшению кинематических характеристик техники плавания. Заключение. Предложенная программа достоверно способствует повышению уровня технической, дистанционной и специальной плавательной подготовленности юных ватерполистов, что позволяет рекомендовать её к практическому применению в системе спортивной подготовки игроков на этапе спортивного совершенствования.

Ключевые слова:

водное поло, спортивные и ватерпольные способы плавания, программа плавательной подготовки.

DOI: 10.14526/01_1111_121

Скачать полный текст статьи

«Перекрестная адаптация» и законы «переноса тренированности»

Авторы:

А.Н. Разумов , (доктор медицинских наук, профессор, Российская академия наук Ленинский проспект, 14, Москва, Россия, 119991)

С.Е. Павлов , (кандидат медицинских наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122)

А.С. Павлов , (аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122)

Аннотация:

Одна из научных проблем, в большей или меньшей степени затрагиваемых исследователями, изучавшими адаптационные изменения в организме под воздействием различных факторов и взаимовлияние этих изменений на различные функции организма, – проблема «перекрестной адаптации». Значимость законов адаптации человеческого организма для спортивной науки и практики абсолютна. Однако по сей день в литературе можно встретить кардинально различные мнения как о самой сущности процесса адаптации, так и о его роли в спортивно-педагогическом процессе. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, эксперимент, наблюдение, тестирование, методы математической статистики. Результат. Акцентирована абсолютная значимость законов адаптации для теории и методики спорта. Рассмотрен один из упоминаемых в литературе эффектов адаптации – эффект «перекрестной адаптации». Дано определение эффекту «перекрестной адаптации» в спорте. Указано на «положительность» и «отрицательность» проявлений эффекта перекрестной адаптации в спорте. Уточнены условия работы одного из принципов физического воспитания - принципа единства обшей и специальной физической подготовки. Выявлена абсолютная взаимосвязь внутренних содержаний терминов «перекрестная адаптация» и «перенос тренированности» в спорте. Схематично представлены принципы «переноса тренированности» в спорте. Отмечено, что тренировочные упражнения неспецифического характера при реализации эффекта «переноса тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение несут в себе как положительные, так и отрицательные эффекты. Приведен пример отрицательного «переноса тренированности» с одного упражнения на другое, зафиксированный в эксперименте с участием квалифицированных хоккеистов. Упомянута гипотеза «резонансного переноса тренированности», призванная объяснить зафиксированные в практике подготовки спортсменов положительные эффекты «переноса тренированности» с неспецифических упражнений на основное соревновательное упражнение. Описаны условия, позволяющие использовать положительные эффекты «перекрестной адаптации» в подготовке спортсменов. Приведен пример положительной реализации эффекта «перекрестной адаптации» в эксперименте с участием молодых квалифицированных хоккеистов. Указано на значимость эффекта «перекрестной адаптации» в теории и практике спорта. Заключение. Таким образом, эффект «перекрестной адаптации» играет крайне важную роль в многолетней подготовке спортсменов. Незнание сути данного эффекта и последующее неумение применять его в практической работе со спортсменами неизбежно приводит тренера к невозможности управлять тренировочным процессом и добиваться от своих подопечных спортивной реализации отпущенного им природой потенциала.

Ключевые слова:

законы адаптации, «перекрестная адаптация», теория и методика спорта, специальная тренированность, «перенос тренированности», спортивно-педагогические тестирования, дыхательные упражнения, жизненная емкость легких.

DOI: 10.14526/01_1111_123

Скачать полный текст статьи