Формирование мотивации к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для сохранения здоровья студентов

Авторы:

Н.В. Аврамова , (кандидат педагогических наук, Филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» г. Сызрань)

Аннотация:

В настоящее время в условиях политической и социально-экономической нестабильности, отрицательно влияющей на психическое и физическое здоровье, особую актуальность приобретает решение проблемы формирования потребности в самостоятельном использовании средств физической культуры как мощного фактора духовно-нравственного и физического развития, повышения умственной и физической работоспособности, увеличения показателей мышечной силы, быстроты, выносливости и других двигательно-координационных качеств как базиса нормального функционального состояния организма. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.Результаты. Современные исследования свидетельствуют о том, что традиционный подход к организации процесса физического воспитания в различных звеньях государственной системы образования оказывает негативное воздействие на состояние здоровья детей, подростков и учащейся молодежи, не обеспечивает формирования положительной мотивации к увеличению объема двигательной активности до индивидуально-оптимальных значений; чувства удовлетворенности учебными занятиями по физической культуре. Автором разработана методика формирования потребности в самостоятельном систематическом выполнении физических упражнений, обеспечивающих оптимальный объем двигательной активности. Содержание методики предусматривает формирование системы специальных знаний, разработку требований к организации и проведению учебных занятий, реализация которых обеспечивает: положительный психо-эмоциональный фон; чувство удовлетворенности от учебных занятий физическими упражнениями; осознание зависимости собственного здоровья от целенаправленной физической нагрузки; потребность в самостоятельном использовании средств физической культуры и спорта; положительную мотивацию к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности.Заключение. Понимание физиологического механизма влияния физических упражнений на физиологические системы и функции организма; зависимость своего здоровья от образа жизни являются ведущими условиями формирования мотива к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для сохранения и поддержания здоровья. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной авторами методики; целесообразность использования условий, обеспечивающих повышение эффективности учебных занятий по физической культуре и формированию мотивов к самостоятельному выполнению физических упражнений во внеучебное время.

Ключевые слова:

физические упражнения, формирование потребности в занятиях, методика, педагогический эксперимент

DOI: 10.14526/30_2015_30

Скачать полный текст статьи

Особенности реабилитации больных с опухолевыми и опухолеподобными дефектами проксимального отдела бедра

Авторы:

Н.М. Белокрылов, (доктор медицинских наук, профессор, ГБУЗ Пермского края городская детская клиническая больница № 15)

Л.В. Шарова, (доктор биологических наук, профессор)

А.Н. Белокрылов , (аспирант кафедры травматологии ПГМА, ГБУЗ Пермского края городская детская клиническая больница № 15)

А.В. Шаров , (кандидат биологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)

А.Н. Леготкин , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь)

Аннотация:

При лечении опухолей и опухолеподобных дефектов кости, особенно в области, близкой к суставному концу или входящих в структуру сустава, возникают проблемы особого свойства. В значительной мере это относится к проксимальному отделу бедра, так как этот ключевой сустав несёт на себе значительную опору и требует наиболее полного анатомического и функционального восстановления. Кроме того, особенности заболевания таковы, что все виды физиотерапевтического лечения, тепловые процедуры практически становятся противопоказанными и комплекс восстановительных мероприятий может включать массаж и лечебную физкультуру. Материалы. Изучены особенности восстановительного периода больных, прооперированных по поводу опухолевых и опухолеподобных кистозных дефектов проксимального отдела бедра у 22 больных в сроки от 3 до 12 лет.Методы: анализ и обобщение научной литературы, гистологическое, клинико-рентгенологическое исследование, компьютерная томография, математическое моделирование, оценка результатов реабилитации по методу ЦИТО (Цыкунов М.Б. с соавт., 2001), методы математической статистики. Результат. У всех больных с восстановленными хирургическим путём костными полостными дефектами проксимального отдела бедра в результате опухолевых и опухолеподобных заболеваний достигнуто полное функциональное восстановление тазобедренного сустава, восстановлена анатомическая форма бедра, целостность кости и её структура. Соотношения в тазобедренном суставе по рентгенологическим характеристикам практически не отличались от здоровой стороны, хирургических осложнений не было. По клиническим функциональным показателям в 100% наблюдений получены положительные результаты, при этом преобладали хорошие и отличные исходы (90,9%), неудовлетворительных не было, количество компенсированных суставов увеличилось в 2,2 раза. Заключение. С учётом всего вышесказанного можно утверждать, что предложенный подход к реабилитации является высокоэффективным даже у особо тяжёлой группы больных.

Ключевые слова:

костная киста, костно-мышечный комплекс тканей, контрактура тазобедренного сустава, опухолеподобные заболевания кости, дефекты бедра, лечебная физкультура.

DOI:

Скачать полный текст статьи

Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 9-11лет

Авторы:

И.Г. Гибадуллин , (доктор педагогических наук, профессор , ФБГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова», Ижевск)

К.М. Касумов , (Аспирант, ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут)

Аннотация:

Основным документом при планировании тренировочного процесса в ДЮСШ, СДЮШОР являются Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 24.09.2006 г, Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» от 14.03.2013 г. 1115. Эффект тренировочного процесса при многолетней подготовке спортсменов зависит от рационального построения занятий начиная с юношеского возраста. При подготовке юношей-спортсменов в любом виде спорта необходимо учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности, имея в виду, что формирование всех жизненно важных функций юного организма – сердечно-сосудистой, дыхательной систем, психомоторной деятельности – заканчивается лишь к 17-18-летнему возрасту3. Материалы. В статье рассматривается планирование тренировочного процесса с учетом имеющихся программ для ДЮСШ, СДЮСШОР, а также выявляется проблема соотношения общей и специальной подготовки для юных лыжников-гонщиков. Методы: Анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документов планирования, методы математической статистики. Результаты. Анализ имеющихся в настоящее время программ по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР показал, что рекомендуемое в них соотношение ОФП и СФП юных лыжников-гонщиков, по нашему мнению, научно не обосновано, в группе начальной подготовки ОФП уделяется всего 57% от общего времени. Заключение. По результатам исследования можно отметить, что в группах начальной и учебно-тренировочной подготовки не учитывается принцип постепенности, так как изменение удельного веса специальной подготовки к общей подготовке увеличивается не постепенно. С учетом изложенного возникает необходимость в научном обосновании соотношения общей и специальной физической подготовки для юных лыжников-гонщиков 9-11 лет.

Ключевые слова:

начальная подготовка, тренировочное планирование, тренировочный процесс, многолетняя подготовка, общая подготовка, физическое воспитание, физические качества.

DOI:

Скачать полный текст статьи

Значимость управления мотивационной сферой в процессе занятий атлетической гимнастикой для подготовки к сдаче нормативов комплекса гто

Авторы:

В.В. Вавилов , (Аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск)

Аннотация:

Во втором зрелом возрасте начинают проявляться вначале скрытые, затем явные признаки возрастных изменений, свидетельствующие о снижении деятельности физиологических систем организма. Увеличение объема двигательной активности является одним из ведущих условий замедления процессов старения. Осознание значимости целенаправленной систематической мышечной нагрузки в значительной мере определяется выбором правильных мотивов, так как стимул к систематической физической нагрузке должен быть достаточно сильным для преодоления сформировавшегося ложного сознания комфортности по мере снижения объема двигательной деятельности. Введение нового комплекса ГТО и необходимость подготовки для сдачи нормативов соответствующей ступени является мощным стимулом самосовершенствования и психологической установки на повышение фенотипического статуса. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование; инструментальные методы. Материал. В данной статье рассматривается новый подход к организации тренировочного процесса для мужчин второго зрелого возраста, основанного на исследовании структуры и содержания мотивационной сферы занимающихся с целью подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО. Результаты. Автором показано, что построение тренировочных занятий с учетом мотивов выбора физической нагрузки позволяет создать наиболее благоприятные условия тренировочных занятий, обеспечивающих необходимый уровень физического и функционального состояния для успешной сдачи норм комплекса ГТО. Разработана методика проведения тренировочных занятий по атлетической гимнастике, основанная на выявлении и учете мотивов повышения двигательной активности. Эффективность данного подхода была доказана в ходе педагогического эксперимента, позволившего получить данные о повышении показателей физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы, существенно превышающих соответствующие результаты занимающихся контрольной группы. Заключение. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что воздействие рациональной физической нагрузки, обеспечивающей готовность к сдаче нормативов комплекса ГТО, позитивно отразилось на структуре мотивационной сферы. Занимающиеся смогли более рационально разобраться в соответствующих мотивах двигательной деятельности и установить наиболее значимые, благодаря которым была сформирована потребность в систематической мышечной нагрузке, направленной на подготовку к сдаче нормативов ГТО./p>

Ключевые слова:

показатели здоровья, нормативы комплекса ГТО, физическая подготовленность, методика,педагогический эксперимент

DOI:

Скачать полный текст статьи

Показатели физических и психологических резервов организма студентов

Авторы:

И.Г. Гибадуллин , (доктор педагогических наук, профессор, ФБГОУ ВПО «Ижевский государственный технический имени М.Т. Калашникова», Ижевск)

И.В. Нюняев , (преподаватель, ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России», Пермь)

Аннотация:

Аннотация: значимость феномена адаптации студентов для учебно-воспитательного процесса вуза диктует необходимость его дальнейшего всестороннего исследования и поисков путей оптимизации его осуществления в образовательной практик. Это свидетельствует об актуальности этой проблемы. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, аппаратно-программный комплекс скрининг - оценки уровня функциональных и адаптивных резервов организма студентов различных групп здоровья «Истоки здоровья», тестирование, статистическая обработка данных. Материалы: Ориентированность физической культуры в вузе на содержание будущей профессии студентов позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной деятельности; развивать наиболее значимые физические качества профессионально-важные навыки; повышать уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов. Важнейшим разделом спортивной медицины является функциональная диагностика, и в частности, тестирование физической работоспособности, функциональной готовности, адаптационных резервов и других характеристик функционального состояния спортсменов. Это в равной степени относится как к спорту, так и к массовой оздоровительной физической культуре. Результаты. В результате эксперимента мы выявили, как экспериментальные занятия по физическому воспитанию на основе способа восстановления и повышения работоспособности влияют на общие, физические, психические и адаптационные резервы. Заключение. В данной статье рассматривается новые подходы к определению физических и психических резервов организма студентов.

Ключевые слова:

оценка уровня функциональных и адаптивных резервов; общие,физические, психические и адаптационные резервы

DOI:

Скачать полный текст статьи