Выявление механизма мотивационной сферы в беге на короткие дистанции
Авторы:
Анисимова Е.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск)
Назаренко Л.Д. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск)
Аннотация:
Мотивация – основополагающий структурный компонент спортивной подготовки, влияющий на процесс развития и совершенствования человека. Она обусловлена потребностями, интересами, жизненными ценностями и детерминирована целью спортивной деятельности, в процессе которой путем системы психолого-педагогических воздействий (информирования, убеждения, стимулирования) можно целенаправленно управлять мотивационной сферой 1, 3, 4. По мере осознания внутренней потребности в занятиях конкретным видом спорта как инструментария реализации имеющихся способностей, человек, руководствуясь преобладающими мотивами, проявляет готовность к спортивной деятельности 2. Сознательная потребность в самопознании способствует выявлению путей самореализации посредством системы целей, достижение которых позволит субъекту состояться как личности, модель которой разрабатывается вначале спортивной деятельности. Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование значимости мотивационной деятельности для роста спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Для проверки эффективности предлагаемой методики был проведен педагогический эксперимент, перед началом которого проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической и специальной подготовленности, анализ его результатов не выявил существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики. В ЭГ большое внимание уделялось формированию мотивационной сферы. С этой целью выявлялся доминирующая на данном этапе спортивной подготовки мотивация; осуществлялась объективная оценка структурного содержания мотивационной сферы; устанавливалась ее иерархия. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и специальной беговой подготовленности. Анализ полученных результатов показал, что в ЭГ прирост показателей оказался более существенным. Заключение. Целенаправленное формирование мотивационной сферы спортсмена, знание механизма мотивационной деятельности и его рациональное использование в ходе спортивной подготовки способствуют повышению эффективности тренировочного процесса; более глубокому вовлечению спортсмена в творческий совместный процесс по выявлению дополнительных возможностей, обеспечивающих рост спортивных достижений.
Ключевые слова:
мотив, мотивация, мотивационная деятельность, спортивное мастерство.
DOI: 10.14526/01_1111_01
Принципы рациональных взаимоотношений тренера и спортсмена
Автор:
Анисимова Е.А., (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск)
Аннотация:
Спортивная деятельность является одной из наиболее сложных видов проявления человеческих возможностей, обусловливающих духовно-нравственное, физическое и эстетическое развитие. Целенаправленная, глубоко индивидуализированная, систематическая тренировочная нагрузка способствует улучшению интеллектуальной, познавательной сферы; приросту показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и других моторных качеств, повышению уровня функционального состояния, совершенствованию моральных, нравственных и волевых свойств личности. Однако в специальной литературе данной проблеме уделяется недостаточное внимание, в результате этого до настоящего времени отсутствует модель взаимоотношений тренера и спортсмена, не разработаны концептуальные и методологические положения, не раскрыт физиологический механизм воспитательного воздействия. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматриваются основополагающие принципы организации процесса взаимоотношений тренера и спортсмена; органической взаимообусловленности, единства и неразрывности воспитания и самовоспитания, без чего невозможна эффективная система спортивной подготовки. Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности тренеров по спорту, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что одной из наиболее сложных проблем в спортивной подготовке является установление рациональных взаимоотношений между тренером и спортсменом, определяющих характер их взаимодействия, построение тренировочного процесса, постановку целей спортивной подготовки и т.д. Не сложившиеся взаимоотношения спортивного педагога и ученика являются причиной ухода спортивного атлета из спорта, психологических травм, стрессов. Разработана методика воспитательной деятельности, имеющая индивидуальную направленность и опирающаяся на комплекс принципов, обеспечивающих установление рациональных взаимоотношений тренера и спортсмена. Заключение. Умение тренера видеть в ученике личность, создавать средствами избранного вида спорта условия для самовоспитания и на этой основе вести его к высоким спортивным достижениям формируется и совершенствуется в процессе всей его профессиональной деятельности, при условии, что спортивный педагог понимает значимость установления рациональных взаимоотношений с учеником. Результаты педагогического эксперимента показали, что для установления единства взглядов тренера и спортсмена на спортивную подготовку, формирования ответственного отношения к тренировочному процессу необходима тщательно продуманная научно-обоснованная программа воспитательной деятельности педагога и атлета.
Ключевые слова:
спортивная подготовка, воспитание, самовоспитание педагогический эксперимент.
DOI:10.14526/01_1111_02
Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки
Авторы:
Афтимичук О.Е. , (доктор педагогических наук, доцент, Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова, г. Кишинёв)
Кузнецова З.М. , (доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, Г.Набережные Челны, Россия)
Аннотация:
Проблема профессиональной подготовки спортсменов и специалистов по физической культуре никогда не теряет своей актуальности. Ритмическая характеристика спортивных движений изучается биомеханикой. Для дидактических кадров по физической культуре категория ритма приобретает особый статус. Здесь наблюдается симбиоз двигательной и речевой деятельностей, что предполагает их подчинение законам ритма: организованность, нормированность, цикличность и периодичность. Для скорейшего усвоения рационального ритма, как двигательного действия, так и речи, необходимо развивать чувство ритма, которое успешно формируется в системе музыкально-двигательных занятий. Материалы. Настоящая работа представляет теоретические и методические разработки проблемы профессионально-педагогической и спортивной подготовки. Обосновано значение ритма в двигательной и речевой деятельностях человека. Представлена ритмоструктура отдельных двигательных действий и методика их формирования средствами музыкально-ритмического воспитания. Методы исследования: аксиоматический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение, проектирование, моделирование. Результаты. Эффективность осуществления какой-либо деятельности согласуется с усвоением её ритмической структуры. Успешное воспроизведение и двигательной, и речевой деятельностей предполагает наличие чувства ритма, воспитывающееся в системе занятий музыкально-ритмического воспитания. С помощью нотных знаков представлены разработки ритмоструктур ряда двигательных актов, являющихся основой для формирования соревновательных действий/элементов различных видов спорта. Обосновано значение ритма речи в профессиональной подготовке дидактических кадров. Представлена методика его формирования, построенная на системе, предусматривающей воспитание чувства ритма и интегральной координации: движение → движение + речь → речь. Программа формирования умений ритма дидактического общения предполагает три основных уровня выполнения заданий и три уровня их воспроизведения в учебно-практической деятельности студентов. Заключение. На сегодняшний момент исследование феномена ритма в области профессиональной подготовки специалиста по физическому воспитанию и спорту, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения. При этом внесение упражнений, включающих определенные элементы двигательных навыков, схожих по ритмоструктуре с профессионально-техническими действиями, в процессы воспитания тренеров-преподавателей и формирования соревновательной техники должно быть неоспоримо.
Ключевые слова:
ритмическая структура, двигательное действие, речь, интегративная координация, музыка.
DOI: 10.14526/01_1111_04
Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры
Авторы:
Г.Р. Антропова , (кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, г. Набережные Челны)
С.М. Шишкина , (старший преподаватель, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны)
Аннотация:
В настоящее время возрастает необходимость прикладной направленности образования в современной профессиональной подготовке специалиста. Работодателю необходим специалист, умеющий самостоятельно решать поставленные перед ним производственные задачи, способный к творческому преобразованию действительности, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. При подготовке будущих инженеров в техническом вузе и тренеров-педагогов математика служит фундаментальной основой для всего специального профессионального образования, поэтому важно совершенствовать мотивационную сферу студентов младших курсов посредством практико-ориентированного математического образования. Материалы: В данной статье проведен сравнительный анализ сформированности мотивов к учению у студентов младших курсов по техническим специальностям и студентов вуза физической культуры, а также влияние на мотивацию в процессе практико-ориентированного обучения. Методы: Анализ и обобщение психолого-педагогических литературных источников, педагогическое наблюдение, описание, сравнение, анализ, обобщение, моделирование, анкетирование, тестирование, методы социометрии, вероятностно-статистические, методы математико-статистической обработки результатов измерений. Результаты: Мотивационная среда студента-первокурсника является достаточно незрелой, независимо от типа вуза, и нуждается в корректировке, которая достигается введением в процесс обучения большего числа заданий прикладной и профессионально-ориентированной направленности и спецкурсов и практикумов с целью пропедевтики предметов цикла профессиональной направленности. Большое значение имеет: необходимость использования входного контроля для актуализации имеющегося уровня подготовки студентов младших курсов; диагностика мотивационного уровня студентов на начальном этапе обучения для дальнейшего корректирования мотивационной сферы путем введения в учебный процесс обоих вузов спецкурсов по школьной математике с использованием заданий профессиональной направленности. Рекомендуется организация курсов повышения квалификации преподавателей, направленных на формирование у учащихся навыков учебного труда и потребности к овладению различными видами самостоятельной работы. Заключение: Использование различных психолого-педагогических подходов к развитию профессиональных компетенций бакалавров средствами профессионально ориентированных заданий в курсе естественно-математических дисциплин повышает эффективность профессиональной подготовки студентов младших курсов.
Ключевые слова:
студенты младших курсов, практико-ориентированное обучение, мотивы и мотивация, математическое образование.
DOI: 10.14526/01_1111_03
Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях
Авторы:
В.Н. Зуев , (доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет, г. Тюмень)
П.Г. Смирнов , (кандидат педагогических наук, профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень)
Ю.Н. Юрьев , (кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Организационного управления Олимпийского комитета России, Московская академия физической культуры, г. Москва)
Аннотация:
Для современного населения планеты существуют Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу и другие увлекательные спортивные события. Театральное искусство и спортивные состязания объединяют такие характерные черты, как большой эмоциональный подъем участников и зрителей; наличие серьезных и обязательных правил и законов действия; созидательная и творческая основа 1;5;9;10. Присутствие на спортивных соревнованиях болельщиков является одним из актуальных феноменов общественных процессов. Современные высокие коммуникационные технологии создают эффект виртуального участия для миллионов болельщиков, подтверждая воздействие спорта в эффективном социально-педагогическом воспитании. Спорт, как и любое другое общественное явление, приобретает то или иное содержание, характер, направленность, ценность в зависимости от конкретно-исторических условий, структуры общества, в рамках которого он развивается, от сознательной деятельности людей, которые его организуют и используют в определенных целях2;3;4;6. Таким образом, зрители на спортивных сооружениях испытывают не только яркие и глубокие эмоциональные потрясения, но и подвергаются направленным социально-психологическим воздействиям. Материал. Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях как одно из направлений социального движения в отрасли. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, моделирование, методы социологических и управленческих исследований. Результаты. В исследовании обосновано формирование модели социальных отношений болельщиков, регулирование неформальных групп зрителей и любителей спорта. Исследования подтвердили, что регулирование социальных отношений болельщиков, реализация менеджмента групповых формирований и обмен информацией, знаниями, ценностями, правилами поведения, нормами по различным сферам общественной жизни формируют интенсивный процесс социализации персоналий-болельщиков. Объединение зрителей по микрогруппам – это способ интеграции жизненных целей молодого поколения, гуманизации и гармонизации бытия личности и общества. Заключение. Распределение болельщиков по характерным признакам, инновационная структуризация зрительской аудитории создают необходимые предпосылки, для проведения дальнейшей практической работы с конкретными микрогруппами, а также проведения в них социологических и управленческих исследований.
Ключевые слова:
болельщики, зрители, зрелище, интеграция, исследование, модель, неформальные группы, парадигма, спортивные соревнования.
DOI: 10.14526/01_1111_05
Еще статьи...
- Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной аэробике
- Моделирование технической подготовленности квалифицированных спортсменок, специализирующихся в настольном теннисе
- Модель физической подготовленности юных волейболисток
- Моделирование технической подготовленности волейболисток массовых разрядов