Мотивационно-ценностный компонент инклюзивной компетентности учителя физической культуры

Автор:

А.В. Крылова , (кандидат психологических наук, Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Урал ГУФК», Кочетова 26 б, Стерлитамак, Россия, 453104)

В.М. Крылов , (кандидат педагогических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Пр. Ленина 49, Стерлитамак, Россия, 453103)

Аннотация:

Процесс внедрения принципов инклюзии в образование требует создания условий инклюзивной среды. Реализация этой задачи возможна лишь при наличии у педагогов соответствующих инклюзивных компетенций. Однако образовательный процесс высшей школы не готов обеспечить требуемый уровень инклюзивной компетентности. Наиболее ярко данное противоречие наблюдается в сфере физической культуры и спорта. Учителя физической культуры ориентированы на работу с детьми, имеющими нормативные либо превышающие таковые психофизические кондиции, что противоречит принципам инклюзии. Материалы. Совершенствование системы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры посредством интеграции в ее контекст инклюзивных компетенций будет возможно лишь при конкретизации структуры инклюзивной компетентности. В данной статье конкретизирована структура инклюзивной компетентности учителя физической культуры и эмпирически обоснован ее мотивационно-ценностный компонент. Методы исследования: теоретические методы; тестирование (методика «Парные сравнения» В.В. Скворцова, И.Д. Ладанова, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика «Ценностный профиль личности» Ш. Шварца). Результаты. Основная модель инклюзивной компетентности включает содержательные и функциональные компетенции. Содержательные компетенции при этом не конкретизированы. К ним относят мотивационную, когнитивную и рефлексивную компетенции, которые по категориальной принадлежности не могут быть отнесены к одной группе. Автор предлагает разделить содержательный компонент на две группы компетенций: мотивационно-ценностные и когнитивные, а рефлексию исключить и отнести к механизмам формирования самой инклюзивной компетентности. Заключение. Эмпирическое исследование позволило определить мотивационно-ценностные компоненты инклюзивной компетентности учителя физической культуры: доминирование социальной потребности; смысложизненная ориентация на результат осуществляемой деятельности; социально ориентированные ценности «Достижения», «Универсализм», «Конформность».

Ключевые слова:

учителя, ценности, потребности, дети с ограниченными возможностями здоровья.

DOI: 10.14526/01_2017_191

Скачать полный текст статьи