Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок

Авторы:

А.Н. Коваленко , (ведущий научный сотрудник, Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, 1, Челябинск, Россия, 454091)

Е.В. Быков , (доктор медицинский наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091)

О.А. Макунина , (кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091)

О.И. Коломиец , (кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091)

Аннотация:

Студенческая молодежь рассматривается и в качестве популяционного ресурса, что является фактором не только благополучия, но и безопасности страны и ее регионов. В условиях ухудшения экологической обстановки, несоблюдения принципов здорового образа жизни истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, наблюдается рост заболеваемости студентов вузов с временной утратой трудоспособности. Значительное расхождение в сведениях о состоянии здоровья студентов вузов и их заболеваемости является следствием отсутствия единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой информации. Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент – это не только профессиональные действующие спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, необходима особая программа мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры, основанная на системном подходе к оценке условий образовательной среды, образа жизни и социального статуса студентов, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, типологических особенностей нервной системы, умственной работоспособности, двигательных качеств, что дает возможность реализовать на практике индивидуальный подход к организации образовательного процесса и образа поведения студентов. Материал. Изучение заболеваемости студентов УралГУФК с временной утратой трудоспособности за период 2014-2016 гг. и разработка педагогических и медико-биологических оздоровительно-коррекционных программ. Методы исследования: изучение показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), тяжести заболеваний, структуры и основных причин заболеваемости у студентов ведущих вузов г. Челябинска по данным обращаемости за 2014-2016 гг. на основании формы 12 государственного статистического наблюдения, официальной отчетной формы 16ВН; сравнительный анализ заболеваемости студентов трех ведущих вузов г. Челябинска за три года, их динамика и структура; предложены различные методы организации коррекционных программ, разработанных авторами статьи. Результаты. Комплексный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов УралГУФК отражают ее рост за период 2014-2016 гг. на 35,3%. Уровень заболеваемости с ВУТ в 2016 году составил 185,4 на 1000 студентов, что существенно выше уровня аналогичной заболеваемости студентов в ЧелГУ и в ЮУГМУ. Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов УралГУФК также имеет рост показателей, и она выше уровня аналогичных данных в ЧелГУ и в ЮУГМУ. В структуре заболеваемости с ВУТ у студентов УралГУФК на 1-м месте – болезни органов дыхания, на 2-м месте – травмы и отравления, на 3-м месте – болезни органов пищеварения. За период 2014-2016 гг. отмечается рост заболеваемости органов дыхания и органов пищеварения. Отмечается высокий уровень заболеваемости по показателю «травмы и отравления», прежде всего за счет высокого уровня травматизма спортсменов-студентов УралГУФК. На основании полученных результатов предлагается внедрить программу мониторинга здоровья студентов, использовать педагогические и медико-биологические программы коррекции состояния здоровья – аэробные нагрузки в зависимости от толерантности к физическим нагрузкам, аэробику и телесно-ориентированные воздействия, синхронизированное музыкальное воздействие, процедуры поверхностной рефлексотерапии и «непрямого» массажа, информационную магнитотерапию. Заключение. Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент – это не только профессиональные действующие спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, необходим дифференцированный подход к составлению и реализации немедикаментозных педагогических и медико-биологических программ коррекции состояния здоровья. Для спортсменов это коррекционно-восстановительные, а для студентов с отклонениями в состоянии здоровья – рекреационно-реабилитационные мероприятия.

Ключевые слова:

студенты, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, тяжесть заболеваний, структура заболеваемости, методы коррекции.

DOI: 10.14526/01_2017_224

Скачать полный текст статьи