Педагогические условия повышения результативности бега на короткие дистанции

Авторы:

Назаренко Л.Д. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Катенков А.Н. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Анисимова Е.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Бег на спринтерские дистанции является одним из наиболее зрелищных видов легкой атлетики, привлекающих внимание большого количества зрителей. Высокая конкуренция сильнейших бегунов; различные спортивные школы, разрабатывающие эффективные технологии повышения результативности соревновательной деятельности, требуют надежности и стабильности спортивных достижений. Однако сложность данной проблемы не позволяет найти ее однозначное решение, а многочисленные исследования посвящены отдельным вопросам совершенствования спортивного мастерства спринтеров. Методы исследования: анализ и систематизация научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Совершенствование техники бега на короткие дистанции требует координации усилий тренеров и спортсменов по поиску новых способов реализации процесса спортивной подготовки и имеет четко ориентированный индивидуальный характер, обусловленный комплексом разнообразных факторов. В данной статье рассматриваются основополагающие педагогические условия, реализация которых направлена на формирование индивидуальной техники выполнения беговых шагов и повышение эффективности тренировочного процесса. Результаты.Результаты педагогического эксперимента показали значимость выполнения каждого из выявленных педагогических условий, представляющих собой программу действий тренера и спортсмена. По специально разработанным критериям оценивался уровень сформированности интеллектуальной, духовно-нравственной, психо-эмоциональной сферы и волевого потенциала спортсмена. Методика, основанная на использовании данных педагогических условий, позволяет улучшить показатели физической подготовленности и способствует повышению уровня специальной подготовленности как базиса для усвоения рациональной техники беговых шагов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность и целесообразность применения разработанной методики в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции. Фундаментальность теоретических положений, заложенных в содержании педагогических условий, подчеркивает разносторонность и глубину подхода к решению поставленной задачи, обеспечивающей повышение показателей не только физической и технической подготовленности, но и других сторон спортивной подготовки, включая интеллектуальную, духовно-нравственную сферы, формирование личностных свойств, обусловливающих реализацию поставленной цели.

Ключевые слова:

спринтерские дистанции, индивидуальная техника, педагогические условия, техническая, физическая подготовленность, методика.

DOI: 10.14526/01_1111_82

Скачать полный текст статьи