Педагогические условия эффективности двигательных действий квалифицированных волейболистов

Авторы:

Тинюков А.Б. , (старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Проблема сохранения лидирующих позиций российских волейболистов на мировой спортивной арене является весьма сложной. Решение данной задачи связано с необходимостью проведения постоянного мониторинга уровня физической и технико-тактической подготовленности сильнейших игроков в волейбол различных стран; получения новой информации об использовании в теории и практике подготовки высококвалифицированных волейболистов последних научных данных, инновационных методик и технологий. Материалы. В данной статье предлагается новый подход к проведению тренировочного процесса квалифицированных волейболисток, применение которого создает педагогические условия для повышения показателей физической и технической подготовленности, основными из которых являются: использование элементов новизны на тренировочных занятиях; формирование навыков адекватного реагирования на действия противника; применение специальных упражнений для увеличения концентрации внимания, быстрого принятия эффективного решения двигательной задачи и др. Методы. Анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, создание «искусственной управляющей среды», педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Инновационная методика основана на применении трех щитов с отверстиями различной конфигурации: в виде прямоугольника, круга и треугольника, расположенных выше волейбольной сетки на 2 см. Различная форма отверстий обеспечивает постепенное усложнение двигательных заданий, формирование специфического чувства игровой площадки и волейбольной сетки; позволяет улучшить способность концентрации внимания, глазомер; развивать специальную ловкость и точность движений, прыгучесть; формировать навыки дифференцирования мышечных усилий и т.д. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной автором методики формирования навыков выполнения верхней подачи мяча и других передач одной и двумя руками. Использование данных щитов с отверстиями различной конфигурации создает у спортсменов определенный запас «прочности», обусловленный выполнением игровых упражнений в более сложных условиях.

Ключевые слова:

физическая, техническая подготовленность; методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_83

Скачать полный текст статьи