Совершенствование технической подготовленности квалифицированных волейболистов

Авторы:

Тинюков А.Б. , (старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Естественный процесс развития волейбола, изменение правил соревнований, рост спортивного мастерства ведущих игроков обусловливают поиск новых направлений совершенствования системы спортивной подготовки. В специальной литературе предлагаются различные подходы к повышению уровня технической подготовленности волейболистов разной квалификации, однако рассматриваются в основном отдельные вопросы, не позволяющие решить проблему в целом. В данной статье предлагаются направления повышения показателей технической подготовленности квалифицированных волейболистов, реализация которых дает возможность выхода на качественно новый уровень организации тренировочного процесса. Методы исследования: анализ и систематизация научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Теоретическое обоснование значимости повышения уровня технической подготовленности квалифицированных волейболисток. Результаты. Автором сформулированы основные концептуальные положения, позволяющие осознать главные принципы построения тренировочных занятий, суть которых заключается в том, чтобы на каждой тренировке у игрока не было возможности выполнить моторный акт с отклонениями от рациональной техники. Тренеру и волейболисту важно осознать, что техника игровых действий разрабатывается для каждого спортсмена индивидуально с учетом его росто-весовых показателей, уровня физической и функциональной подготовленности, развития ведущих двигательно-координационных качеств. Как показали результаты исследования, большинство респондентов (тренеров по волейболу) считают современную методику спортивной подготовки квалифицированных волейболистов не соответствующей мировым стандартам спортивного мастерства, требующей существенного улучшения. Разработана методика повышения уровня технической подготовленности, обеспечивающая творческую атмосферу занятий и создание положительного психоэмоционального фона, как условия для возникновения оригинальных идей по совершенствованию тренировочного процесса или техники конкретного игрового приема. Определение характеристик каждого моторного акта осуществлялось с учетом индивидуальных показателей тренированности, морфофункциональных особенностей, уровня развития двигательно-координационных качеств. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования данной методики, что подтверждается существенным улучшением показателей технической и физической подготовленности волейболисток экспериментальной группы. Рационально построенное тренировочное занятие не может способствовать формированию неверного двигательного навыка; тренеру необходимо контролировать технику каждого двигательного действия в различных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. При этом важно понимать, что самоконтроль не может подменять педагогический контроль пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторного акта.

Ключевые слова:

волейбол, техническая подготовленность, физическая подготовленность, методика.

DOI: 10.14526/01_1111_84

Скачать полный текст статьи