Актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры

Автор:

Логинов В. В., (кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Селютина Н. А. , (преподаватель, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Вегера О. А. , (аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Хрисанфова Н. В. , (аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Аннотация:

В статье представлены результаты теоретического и практического исследования проблемы актуализации потенциала самовоспитания студентов в условиях физкультурного образования, приведены различные трактовки понятия "актуализация", которое понимается в физкультурно-педагогической практике как переход возможности самовоспитания обучающихся в действительность. Показано, что в процессе самовоспитания обучающихся участвуют обе стороны – студенты и преподаватели, которые взаимно влияют друг на друга, вызывая изменения в психологическом мировоззрении. Приоритетная роль отводится здесь педагогу, который является носителем идеологических вызовов времени, проводником развития самовоспитания личности. Показано соотношение содержательных характеристик самовоспитания бакалавра с содержательными признаками самовоспитания личности, включенной в процесс освоения технологии обучения и воспитания, обеспечивающий личностное развитие и выход за пределы нормативной деятельности обучающихся. Полученные результаты показывают эффективность актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры в условиях физкультурного образования. Материалы. В исследовании проанализировано влияние потенциала самовоспитания бакалавра в процессе занятий физической культурой. Приоритетным драйвером развития самовоспитания обучающихся являются средства физического воспитания, которые создают целостное представление о научной сфере физической культуры как элементе общей культуры человека и социума 4, с 22-23. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, спортивно-тренировочной и учебно-образовательный документации, анкетирование, интроспекция, педагогический эксперимент. Результаты исследования. Анализ результатов актуализации потенциала самовоспитания бакалавра в системе физкультурного образования показал позитивные изменения уровня сформированности изучаемого явления у обучающихся. Отмечен достоверный прирост изучаемых показателей в нравственном и физкультурно-профессиональном самовоспитании личности. Заключение. Исследование показало, что актуализация потенциала самовоспитания бакалавра эффективно возможна в процессе физкультурного образования, которое обладает для этого серьезными ресурсами. Важно профессионально организовать учебно-воспитательный процесс, как аудиторный, так и внеаудиторный – учебно-тренировочный. Педагогическая стратегия при этом заключается в обогащении личности комплексом интегрированных компетенций, которые формируются в рамках различных предметов. Студент при этом получает возможность накопления опыта осмысления содержания полученных знаний и овладения инструментарием развития стремления к самовоспитанию.

Ключевые слова:

актуализация, потенциал, самовоспитание, бакалавры, физическая культура, система средств.

DOI: 10.14526/01_1111_92

Скачать полный текст статьи