Формирование способности к экстраполяции как условие повышения спортивного роста в волейболе
Авторы:
Л.А. Кочурова, (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)
Н.В. Аврамова, (кандидат педагогических наук, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100 )
А.В. Бурцев, (кандидат педагогических наук, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100 )
Аннотация:
Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий. Являясь высокодинамичной игрой, волейбол предъявляет повышенные требования к изменчивости структурного содержания моторного акта в связи с постоянным возникновением новых игровых ситуаций, требующих выполнения усвоенного приема с существенными изменениями его параметров: направлением движения, скоростью перемещения, силы и траектории полета мяча и т.д. Это связано с необходимостью смены условий выполнения усвоенного ранее технического приема. Конструирование новых форм двигательных действий осуществляется более успешно при упрочении двигательного навыка. Материалы. Одними из факторов, определяющих технико-тактическую подготовленность волейболиста, являются экстраполяция двигательных действий, формирование новых навыков на базе усвоенных ранее. В основе этого явления заложено использование базовой структуры изучаемого двигательного действия как необходимого условия для его выполнения в системе однотипных по структуре упражнений, но в другой ситуации. Такая вариативность двигательных действий связана с изменением условно-рефлекторных связей при формировании новых двигательных навыков. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболисток связано с многократным выполнением двигательных действий со сходной структурой, что снижает работоспособность, эмоциональность тренировочных занятий, обусловливает более быструю утомляемость. Разработана методика, обеспечивающая совершенствование механизма экстраполяции на основе расширения диапазона использования подготовительных и подводящих упражнений в волейболе и экспериментально проверена ее эффективность. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что явление экстраполяции спортивной деятельности волейболиста является значимым фактором, обеспечивающим повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности. Разнообразие мышечной нагрузки повышает интерес к учебно-тренировочному процессу, оптимизирует психо-эмоциональное состояние спортсменок.
Ключевые слова:
волейбол, экстраполяция; техническая, физическая подготовленность; педагогический эксперимент.
DOI: 10.14526/01_1111_101