Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя

Авторы:

И.В. Астраханцева, (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов во всех сферах деятельности является ведущим условием социально-экономического развития страны. Эффективность образовательного процесса в общеобразовательной школе, средних и высших учебных заведениях обусловлена компетентностью преподавателей. Рассматривая экологию как интегративную научную и учебную дисциплину, необходимо подчеркнуть особую роль педагогов в экологическом образовании и экологическом воспитании подрастающих поколений, а также значимость улучшения качества их профессионально-педагогической экологической подготовленности. Это актуализирует проблему разработки основных направлений организации процесса экологического воспитания студентов педагогического вуза. Материалы. В данной статье представлено концептуальное и методологическое обоснование значимости экологического воспитания в общей системе профессиональной подготовки будущего педагога. Разработан алгоритм реализации процесса экологического воспитания на основе интегративного, личностно-деятельностного и синергетического подходов; сформулированы цель и задачи; выявлены и обоснованы принципы и функции экологического воспитания; основные компетенции. Методы: анализ научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов – практиков в сфере природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Данные педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики экологического воспитания, включающей в свое содержание средства, методы, формы воспитательной деятельности, условия и факторы, обусловливающие его уровень. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные показатели эффективности экологического воспитания позволяют объективно оценить данные, свидетельствующие о повышении уровня профессиональной подготовленности студентов педагогического вуза. Заключение. Экологическое воспитание является одним из важнейших условий повышения уровня профессиональной подготовки будущего педагога в сфере экологии, значимым структурным компонентом образовательного процесса в вузе. Экологическое воспитание имеет целью гармонизацию отношений человека со средой обитания; осознание себя частью природы, определяющей качество жизнедеятельности; формирование ответственности за ее состояние. Это свидетельствует о развивающей функции экологического воспитания, призванной существенно расширить и обогатить кругозор субъекта педагогического воздействия путем глубокого осознания своих обязательств по охране и защите окружающей природы, усвоения ее духовных и материальных ценностей как условия сохранения и дальнейшего развития современной цивилизации.

Ключевые слова:

профессиональная подготовленность, экологическое воспитание, природозащитная деятельность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_119

Скачать полный текст статьи