Воспитательно-оздоровительные аспекты использования подвижных игр в дошкольной организации

Авторы:

Л.П. Дормидонтова , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Гуманизация образования предусматривает внимание к внутреннему состоянию ребенка, что с методологической точки зрения говорит о психологизации образования как формы здоровьесбережения. При образовании, основанном на гуманистических началах, происходит гармоничное развитие интеллектуальных, психологических, физических и духовно-нравственных качеств личности. Технологическим аспектом психологизации образования является учёт индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей дошкольников и введение в образовательную практику методов, направленных на эффективную коммуникацию. Используя игровые технологии, в частности подвижные игры, возможно в значительной степени улучшить физическое, психическое, интеллектуальное состояние детей дошкольного возраста. Материалы. В данной статье рассматриваетсявоспитательное значение и эффективность использования в детском саду музыкальных подвижных игр в целяхсохранения и профилактики физического, психического, эмоционального и интеллектуального здоровья детей дошкольного возраста.Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической литературы, фольклористических источников;педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования.Результаты. При систематическом вовлечении детей в развивающую музыкально-творческую деятельность в подвижных играхдостигается положительная динамика в физическом, психическом, интеллектуальном и коммуникативном развитии. Результаты педагогического эксперимента показали, что использование терапевтического эффекта этой игровой деятельности нацелено на профилактику, снятие психического напряжения, корректировки двигательных нарушений, обретение позитивного опыта и накопление положительных эмоций. Выявленные разнообразные формы музыкальной, двигательной и вербальной активности в подвижных играх пробуждают существующие и развивают потенциальные музыкальные и психомоторные предрасположенности, а также развивают способность замечать, подражать, концентрировать внимание, мыслить, запоминать, наблюдать, самостоятельно творить, идентифицировать и дифференцировать. Заключение. Применение оздоровительных технологий на музыкальных занятиях способствует сохранению физического и духовного здоровья детей, что является одной из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Движения под музыку помогают детям установить контакт в групповом задании, содействуя улучшению коммуникативной сферы, создают условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения.

Ключевые слова:

координация, игра, здоровьесбережение, музыкально-игровое творчество, физиологический и психологический факторы.

DOI: 10.14526/01_1111_109

Скачать полный текст статьи