Концептуальные основы повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов

Авторы:

Е.А. Анисимова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Повышение результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов является сложной проблемой, привлекающей внимание опытных тренеров и творчески мыслящих спортсменов. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что попытки дальнейшего развития скоростно-силовых качеств, поиска путей выявления оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, реализация волевого потенциала не дают ожидаемого эффекта. Это стало одной из причин обращения спортсменов к фармакологическим средствам, активизирующим кинезиологический потенциал. В то же время специалисты по психологии, биомеханике, теории спортивной подготовки, философии, педагогике считают, что использованы на все способы повышения интеллектуальных и двигательных возможностей спортсменов. Материал.Практика мирового спорта показывает, что в разных условиях соревновательной деятельности, атлеты с одним и тем же уровнем функционального состояния, психологической, физической и технической подготовленности показывают различные результаты. Очевидно, что до настоящего времени недостаточно исследованы возможности человеческого организма, способствующие повышению спортивных результатов. Методы: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье раскрывается значимость углубления теоретической подготовки путем более глубокого осмысления основополагающих методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, синергетического, использование которых способствует активизации внутренних процессов, стимулирующих интеллектуальную и двигательную деятельность, что позволяет выйти за пределы привычных представлений о построении тренировочного процесса. Теоретическая подготовка включает широкий круг вопросов, решение которых позволяет на более высоком уровне совершенствовать систему спортивной подготовки, обеспечивающей рост высоких результатов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что включение интеллекта спортсмена, использование анализа накопленного субъектного опыта, возникающих ощущений и специфических чувств настраивают атлетов на поиск путей самосовершенствования, реализации природного потенциала для достижения планируемого результата.

Ключевые слова:

бег, спринтерские дистанции, методологические подходы, техническая, физическая подготовленность, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_98

Скачать полный текст статьи