Педагогические условия организации физкультурно-спортивной деятельности осужденных в системе пенитенциарных заведений

Авторы:

Л.И. Костюнина , (доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

Ю.М. Постнов , (аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Существующая на сегодняшний день организация воспитательного процесса осужденных свидетельствует о том, что до настоящего времени в практике деятельности пенитенциарных учреждений остается неиспользованным в полной мере воспитательный потенциал физической культуры и спорта. Различные виды физкультурно-спортивной деятельности можно эффективно использовать для решения многочисленных социально-педагогических проблем, возникающих как в период пребывания осужденного в исправительном учреждении, так и на свободе. Многие аспекты решения задач исправления и перевоспитания осужденных в соответствии с требованиями современных международных стандартов, методик обращения с осужденными заключаются в теоретико-методологическом обосновании организационно-методических основ, педагогических условий физического воспитания осужденных, разработке и реализации инновационных технологий физкультурной, спортивно-массовой, оздоровительной работы.Материалы. В статье рассматриваются педагогические условия организации физического воспитания осужденных. Реализация физкультурно-спортивной деятельности с учетом выявленных условий обеспечит физическое самосовершенствование осужденных, их личностное развитие, воспитание и регуляцию взаимодействия в коллективе, способствуя ресоциализации. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, математическая обработка данных. Результаты. Специалистами исправительных учреждений физическая культура рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных, форма организации их культурно-досуговой деятельности. При этом исследователи отмечают, что физическая культура обладает целым комплексом преимуществ перед другими видами воспитательной работы, но на сегодняшний день воспитательный потенциал физической культуры в работе с осужденными не используется в полной мере, что обусловлено слабой разработанностью организационно-методических основ организации физического воспитания, недостаточной материально-технической базой, отсутствием специалистов и др. Результаты исследования показали, что сложность ресоциализации осужденных связана с углубляющимися социально-экономическими проблемами современного общества, факторами, существующими внутри исправительных учреждений и связанными с изменением личностных характеристик осужденных. Выявлены педагогические условия организации физического воспитания осужденных, обеспечивающие усвоение и интериоризацию ценностного потенциала физической культуры осужденными в целях личностного преобразования, отхода от криминальной субкультуры, успешной ресоциализации, снижения рецидива преступности. Заключение. Выявленные педагогические условия физического воспитания осужденных позволяют эффективно реализовывать современные технологии физкультурно-спортивной деятельности с учетом сформированных приоритетов, на основе системно построенной совместной физкультурно-спортивной деятельности осужденных, их приобщения к участию в федеральных спортивно-оздоровительных проектах.

Ключевые слова:

физическое воспитание, исправительное учреждение, физкультурно-спортивная деятельность, ресоциализация.

DOI: 10.14526/01_1111_129

Скачать полный текст статьи