Профессионально-личностный аспект здоровьесберегающей деятельности учителя
Автор:
В.И. Осик , (кандидат медицинских наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Улица им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015)
О.Г. Лызарь , (кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Улица им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015)
Аннотация:
Успешная реализация образовательных программ в современной школе возможна только тогда, когда педагог является носителем как профессиональных, так и культурных ценностей, к которым относится здоровье человека и личностная физическая культура, и постоянно совершенствуется в данном направлении. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, социологические методы, анкетирование, методы математической статистики. Материал. В статье представлены результаты социологического исследования самооценки учителями общеобразовательных школ г. Краснодара личностной физической культуры, состояния здоровья и выполнения рекомендаций по здоровому образу жизни. Результаты. Анализ полученных ответов свидетельствует о том, что две трети учителей ФК в первый период зрелого возраста выполняют рекомендации Всемирной организации здравоохранения о должной физической активности. Во второй возрастной группе (36-65 лет) число опрошенных учителей ФК обеих полов, включающих двигательную деятельность в перечень направлений первичной профилактики неинфекционных заболеваний, существенно сократилось. Наименьшее число занимающихся физическими упражнениями в возрасте 32-71 г оказалось среди учителей-мужчин по учебной дисциплине ОБЖ и учителей иных предметов. Результаты самооценки кардиореспираторной подготовленности продемонстрировали значительное снижение с возрастом уровня функциональных резервов во всех группах обследованных, достигая максимальных темпов падения у учителей-женщин. Результаты самооценки учителями индекса массы тела показывают, что в первых возрастных группах независимо от пола практически у каждого второго педагога выявлен избыточный вес или ожирение, а с возрастом число их значительно увеличивается, достигая максимальных величин у учителей-мужчин ОБЖ и учителей-женщин иных предметов. Заключение. Изучение учебно-методических материалов по подготовке бакалавров по направлениям Физическая культура и Педагогическое образование показало, что вопросам укрепления здоровья, личностной физической культуры и формирования здорового образа жизни будущих педагогов уделяется недостаточно внимания.
Ключевые слова:
здоровье,личностнаяфизическая культура, безопасный образ жизни, образовательная деятельность, рекомендации ЗОЖ, физическая активность, избыточный вес и ожирение, неинфекционные заболевания.
DOI: 10.14526/01_1111_131