Процесс адаптивного физического воспитания в системе образовательных организаций на основе моделирования

Авторы:

И.Н. Тимошина , (доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

С.В. Богатова , (кандидат биологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

А.В. Чейран , (аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Актуальность статьи заключается в том, что моделирование процесса адаптивного физического воспитания позволяет определить ведущие концептуальные положения, раскрыть их содержание в конкретных педагогических условиях их применения; обосновать целесообразность выбора оптимальных форм организации занятий, обеспечивающих в совокупности оптимальный объём двигательной активности как одного из главных условий улучшения и укрепления здоровья лиц с различными нозологиями; обеспечить рациональный выбор средств и методов физического воспитания в зависимости от сформированности культуры жизнедеятельности личности занимающихся. Материалы. В данной статье рассматривается новый подход к организации процесса адаптивного физического воспитания в образовательных организациях, который базируется на принципах постоянного расширения и углубления знаний в области адаптивной физической культуры. Использованы материалы и разработки докторской диссертации первого автора. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, системный подход, моделирование. Результаты. Разработана модель адаптивного физического воспитания в системе образовательных организаций, обеспечивающая целостное восприятие структуры и содержания процесса образования в области физической культуры обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья; определены ведущие компоненты модели, их рациональное соотношение и взаимосвязь, что позволяет последовательно осуществлять физическое воспитание обучающихся с различными нозологиями, направленное на улучшение показателей их здоровья. Предложенная модель опирается на ведущие направления кинезиологического развития индивида, обусловленные основными закономерностями процессов жизнедеятельности. Это позволяет охватить все стороны обучения с целью эффективной реализации задач полного или частичного восстановления утраченных функций организма занимающихся. Заключение. Эффективная реализация содержания модели обеспечена единством цели и задач адаптивного физического воспитания занимающихся, постепенным усложнением и увеличением объёма мышечной нагрузки, расширением и углублением специальных знаний в сфере физической культуры и спорта, совершенствованием интеллектуальных, волевых и нравственных качеств на основе преемственности обучения и воспитания в каждом звене единой системы образования.

Ключевые слова:

процесс адаптивного физического воспитания, моделирование, образовательные организации, обучающиеся, лица с различными нозологиями.

DOI: 10.14526/01_1111_135

Скачать полный текст статьи