Развитие творческой активности студентов факультета физической культуры и спорта на основе ТРИЗ-педагогики
Авторы:
Е.А. Фёдорова , (кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)
В.Г. Шубович , (доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)
И.О. Петрищев , (кандидат технических наук, доцент , Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700)
Аннотация:
Развитие творческой активности студента как будущего педагога позволяет решать задачи подготовки будущего учителя со сформированной методологической и исследовательской культурой, способного к социально-педагогической деятельности, преобразующей социокультурную сферу. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование студентов, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материалов исследования. Материалы: модель развития творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики при изучении информатики, показатели и критерии, в соответствии с которыми определены уровни сформированности творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики. Результаты. В статье уточнено понятие «творческая активность» (творческая активность выражается в целенаправленном единстве мотивов и действий, характеризуется осознанным поиском творческих ситуаций, предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы). Сущность исследуемого феномена заключается во взаимосвязи и взаимодополнении составляющих компонентов творческой активности: мотивационного, операционного, эмоционального и креативного, выделенных на основе системного подхода); описаны педагогические условия, показатели и критерии развития творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики, описан педагогический эксперимент и его результаты. Заключение: Результаты исследования понятия «творческая активность» позволяют рационально выстраивать на практике логику продвижения студентов в процессе формирования компонентов, составляющих творческую активность, придавая им динамичность. Выявленные и апробированные педагогические условия, способствующие развитию творческой активности студентов, могут быть применены в практике работы учебных заведений разного уровня с учетом их специфики.
Ключевые слова:
творческая активность, ТРИЗ-педагогика, творчество.
DOI: 10.14526/01_1111_136