Принципы рациональных взаимоотношений тренера и спортсмена

Автор:

Анисимова Е.А., (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск)

Аннотация:

Спортивная деятельность является одной из наиболее сложных видов проявления человеческих возможностей, обусловливающих духовно-нравственное, физическое и эстетическое развитие. Целенаправленная, глубоко индивидуализированная, систематическая тренировочная нагрузка способствует улучшению интеллектуальной, познавательной сферы; приросту показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и других моторных качеств, повышению уровня функционального состояния, совершенствованию моральных, нравственных и волевых свойств личности. Однако в специальной литературе данной проблеме уделяется недостаточное внимание, в результате этого до настоящего времени отсутствует модель взаимоотношений тренера и спортсмена, не разработаны концептуальные и методологические положения, не раскрыт физиологический механизм воспитательного воздействия. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматриваются основополагающие принципы организации процесса взаимоотношений тренера и спортсмена; органической взаимообусловленности, единства и неразрывности воспитания и самовоспитания, без чего невозможна эффективная система спортивной подготовки. Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности тренеров по спорту, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что одной из наиболее сложных проблем в спортивной подготовке является установление рациональных взаимоотношений между тренером и спортсменом, определяющих характер их взаимодействия, построение тренировочного процесса, постановку целей спортивной подготовки и т.д. Не сложившиеся взаимоотношения спортивного педагога и ученика являются причиной ухода спортивного атлета из спорта, психологических травм, стрессов. Разработана методика воспитательной деятельности, имеющая индивидуальную направленность и опирающаяся на комплекс принципов, обеспечивающих установление рациональных взаимоотношений тренера и спортсмена. Заключение. Умение тренера видеть в ученике личность, создавать средствами избранного вида спорта условия для самовоспитания и на этой основе вести его к высоким спортивным достижениям формируется и совершенствуется в процессе всей его профессиональной деятельности, при условии, что спортивный педагог понимает значимость установления рациональных взаимоотношений с учеником. Результаты педагогического эксперимента показали, что для установления единства взглядов тренера и спортсмена на спортивную подготовку, формирования ответственного отношения к тренировочному процессу необходима тщательно продуманная научно-обоснованная программа воспитательной деятельности педагога и атлета.

Ключевые слова:

спортивная подготовка, воспитание, самовоспитание педагогический эксперимент.

DOI:10.14526/01_1111_02

Скачать полный текст статьи