Теоретико-методологическое обоснование экологического воспитания будущих педагогов

Авторы:

Астраханцева И.В. , (аспирант, ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Аннотация:

Экологическая ситуация в различных регионах России достигла критического уровня. Сильное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы оказывает негативное воздействие на здоровье людей, численность животного мира, качество растительного покрова Земли. Однако сформировавшееся в течение многих десятилетий потребительское отношение к природе остается превалирующим, что усугубляет критическое состояние окружающей природы. Материал. В статье рассматривается одна из наиболее изученных проблем экологического воспитания будущих педагогов, призванных формировать природоохранное отношение подрастающих поколений к среде обитания путем их приобщения к общемировым ценностям в сфере экологии. Представлено теоретическое обоснование необходимости экологического воспитания наряду с экологическим образованием, формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в сфере природозащитной деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Автором выявлены основные функции экологического воспитания, сформулированы цель и задачи, разработана методика экологического воспитания, критерии оценки степени экологической воспитанности; определены уровни сформированности и проявления экологического воспитания. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность данной методики, большую значимость воспитательной деятельности в сфере экологии в процессе проведения экскурсий, походов, экспедиций; при подготовке научной студенческой конференции по экологии, подготовке научных докладов, написании рефератов. Одним из результативных критериев оценки уровня экологической воспитанности является, по мнению автора, создание личностной модели экологического поведения, благодаря которой студенты педагогического вуза – будущие учителя смогут более успешно решать задачи экологического образования и экологического воспитания учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Заключение. Предложенная автором парадигма экологического воспитания основана на экоцентрической модели развития общества, что определило ее направленность и содержание. Результаты педагогического эксперимента показали, что в основе бережного отношения к окружающей природе заложены образование, общая и экологическая культура, экологическая воспитанность, без чего невозможно формирование ответственности за состояние среды обитания человека.

Ключевые слова:

экология, рациональное природопользование, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_45

Скачать полный текст статьи