Особенности взаимосвязи ведущих компонентов двигательной активности и показателей умственной работоспособности при занятиях атлетической гимнастикой

Авторы:

Вавилов В.В. , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Ключникова С.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Ушников А.И., (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Аннотация:

Второй зрелый возраст мужчин 40-49 лет характеризуется проявлением вначале скрытых, затем более явных признаков анатомо-возрастных изменений, свидетельствующих об ухудшении деятельности функциональных систем организма. Однако в научно-методической литературе данной проблеме уделяется незначительное внимание: не раскрываются средства, методы, формы занятий физическими упражнениями, повышающие взаимосвязь уровня двигательной активности и умственной работоспособности занимающихся. Материалы. В статье рассматривается новый подход к организации занятий атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста, основанный на исследовании взаимосвязи умственной работоспособности и физической подготовленности. Выявлены особенности организации и проведения тренировочных занятий, повышающие резервные возможности организма, обеспечивающие улучшение показателей физической подготовленности и умственной работоспособности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области занятий атлетической гимнастикой; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, инструментальные методы, статистическая обработка материала. Результаты.Систематическое рациональное использование силовых упражнений и циклических локомоций с учетом индивидуальных особенностей занимающихся предоставляет широкие возможности для реализации задач повышения физической подготовленности и умственной работоспособности, саморазвития и самосовершенствования. Рациональная организация их двигательной деятельности обусловила положительную корреляционную взаимосвязь повышения мышечной силы и выносливости с показателями умственной работоспособности: восприятием, вниманием и памятью. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что рациональное сочетание аэробной и анаэробной физической нагрузки в занятиях атлетической гимнастикой мужчин II зрелого возраста обусловливает разностороннее развитие, создает условия для улучшения двигательной активности и умственной работоспособности.

Ключевые слова:

физическая подготовленность, умственная работоспособность, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_47

Скачать полный текст статьи