Специфика дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья

Авторы:

Воробьев В.Ф. , (доцент, кандидат биологических наук, ФБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Россия)

Аннотация:

В статье обсуждается возможность и необходимость использования нескольких группирующих признаков при дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья, показано различие в проектировании целей-ориентаций в зависимости от их сущностных характеристик, обоснована необходимость выделения групп повышенного внимания на основе выявления индивидуальных различий в минимальной и максимальной выраженности конституционального признака. Методы: дескриптивный метод, обобщение и анализ данных научной литературы и результатов собственных исследований, диахронический метод. Результаты. Норма уже не может рассматриваться как среднестатистический показатель, а должна проектироваться, по крайне мере, с учетом принадлежности ребенка к определенной типологической группе. Учет врожденных особенностей возможен благодаря использованию в качестве группирующих признаков показателей, характеризующих конституцию ребенка. На примере быстрых и медлительных детей показана нецелесообразность использования стандартно-нормативного подхода. В ходе многолетней опытно-экспериментальной работы нами доказано преимущество проектирования и реализации различных целей-ориентаций: для быстрых детей – обогащение двигательного репертуара при освоении двигательных умений на среднем уровне, а для медлительных детей — отработка базовых движений на более качественном уровне. В большей мере в педагогической поддержке нуждаются дети с крайними проявлениями конституционального признака. В статье обоснована возможность использования различных наследственно обусловленных признаков, в том числе и сравнительно новых — различий в импульсивности и рефлективности. Заключение. Теоретический анализ специфики дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья, подкрепленный результатами собственных исследований, позволил выявить преимущество типоспецифического подхода по сравнению со стандартно-нормативным в обеспечении индивидуализации физического воспитания. Показана возможность использования нескольких бинарных классификаций, обеспечивающих выявление детей с минимальной и максимальной выраженностью конституционального признака. Причем при совместном использовании нескольких группирующих признаков можно рекомендовать использование показателей, физиологически менее связанных друг с другом. Обоснована возможность проектирования и реализации несколько различных целей-ориентаций для детей разных наследственно обусловленных типологических групп.

Ключевые слова:

конституциональные особенности, группы повышенного внимания, дифференцированный подход, стандартно-нормативный подход, бинарные классификации, индивидуальный образовательный маршрут.

DOI: 10.14526/01_1111_48

Скачать полный текст статьи