Условия формирования навыков выполнения низкого старта в беге на короткие дистанции

Авторы:

Л.И.Костюнина, (доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск)

М.О.Маркин, (Аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск)

Аннотация:

Проблема увеличения скорости бега на короткие дистанции привлекает многих специалистов, тренеров и квалифицированных спортсменов. Однако в специальной и научно-методической литературе основное внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств; совершенствованию механизма взаимодействия бегуна с опорой, сохранению устойчивости тела и другим аспектам технической подготовленности атлетов. Анализ структурного содержания бега на короткие дистанции показал, что в теории и методике спортивной подготовки спринтеров большое количество исследований посвящено совершенствованию техники бега после стартового разгона, а также на финишной прямой. Значительно меньше авторов ставит своей задачей выявление возможностей улучшения результатов в беге на короткие дистанции путем совершенствования индивидуальной техники выполнения низкого старта и стартового разгона. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение. Материалы. В данной статье большое значение придается пониманию бегунами физиологического механизма выполнения низкого старта. Такой подход активизирует познавательные процессы спринтеров и тренера, стимулирует творческий поиск новых подходов к совершенствованию индивидуальной техники преодоления соревновательной дистанции. Большой интерес для теоретиков и практиков в области легкой атлетики представляет выявление и характеристика педагогических условий повышения эффективности выполнения низкого старта и стартового разгона. Создание и реализация рассматриваемых педагогических условий открывает новые перспективы в выявлении и использовании дополнительных резервов повышения спортивного мастерства. Выявлен физиологический механизм низкого старта и педагогические условия совершенствования техник и его выполнения. Разработана методика обучения рациональной техники низкого старта. Результаты. В ходе педагогического эксперимента была выявлена эффективность применения методики совершенствования индивидуальной техники низкого старта на основе применения системы специальных педагогических условий. Раскрытие физиологического механизма выполнения низкого старта показало ведущую роль формирования навыков ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий; в управлении психо-эмоциональной сферой, мобилизации волевых усилий. Уменьшение времени на усвоение рациональной техники низкого старта; повышение эффективности учебно-тренировочного процесса; улучшение результатов бега на короткие дистанции. Заключение. Понимание физиологического механизма выполнения низкого старта; совершенствование методики выполнения низкого старта на основе применения системы специальных педагогических условий способствует улучшению результатов соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции.

Ключевые слова:

техника низкого старта, контроль, управление, педагогический эксперимент

DOI: 10.14526/16_2014_16

Скачать полный текст статьи