Физиологические основы и педагогические принципы подготовки квалифицированных спортсменов

Автор:

С.Е. Павлов, Т.Н. Павлова, А. П. Давыдов, А. С. Павлов, А. А. Петров, (, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Москва)

Аннотация:

Результаты тренировочной деятельности спортсменов определяются, в первую очередь, законами физиологии, и в частности законами развития и адаптации человеческого организма. Анализ широко распространенных представлений о механизмах адаптационного процесса выявил несостоятельность и абсурдность этих представлений. Описаны системные законы адаптации человеческого организма, обусловливающие принципы переноса тренированности с тренировочных упражнений на соревновательные и определяющие выбор способа построения тренировочного процесса. Методы исследования: анализ научной литературы, спортивно-педагогические тестирования. Материалы. Эффективность тренировочного процесса пловцов, тренирующихся по общепринятым в спортивных школах программам и по программе, разработанной в соответствии с требованиями законов адаптации, оценена по динамике результатов стандартных плавательных тестов и динамике индивидуальных результатов проплывания соревновательных дистанций избранными способами плавания. Результаты. Выявлена низкая эффективность используемых в спортивных школах программ подготовки юных пловцов. Получены данные, доказывающие высокую эффективность использования в подготовке юных пловцов физиологически обоснованного комплексного построения тренировочного процесса. В индивидуальном эксперименте доказана высокая эффективность использования физиологически обоснованного комплексного построения тренировочного процесса в подготовке квалифицированного пловца. Заключение. Физиологически обоснованное построение тренировочного процесса наиболее эффективный путь подготовки спортсменов. На первый план при построении тренировочного процесса выступают проблемы специфичности и оптимизации тренировочных нагрузок. Выбор способа построения тренировочного процесса должен осуществляться по критерию его наибольшей эффективности для каждого отдельного вида спорта.

Ключевые слова:

эффективность подготовки спортсменов, законы адаптации, теория и методика спорта, специфичность тренировочных нагрузок, законы переноса тренированности, методы построения спортивной тренировки, комплексный метод построения спортивной тренировки

DOI: 10.14526/26_2014_26

Скачать полный текст статьи