Модель рационального взаимодействия человека с природой как способ сохранения окружающей среды

Авторы:

А.В. Назаренко , (кандидат экономических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, г. Ульяновск)

Аннотация:

Ухудшение экологического состояния окружающей среды, связанное с нерациональным преобразованием биосферы, без предварительной разработки стратегии экономического и социального развития страны, привело современное общественное производство в кризисное состояние, выход из которого требует подготовки новых компетентных субъектов социальной структуры со сформированными ценностными ориентациями в экологии. Методы: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Обеспечение необходимого уровня профессионально-педагогической подготовки выпускников вузов к экологическому просвещению связано с поиском эффективных направлений и способов организации учебно-воспитательного процесса. В данной статье предложен оригинальный подход к повышению познавательной активности будущих учителей. Предложенная для изучения студентов модель рационального взаимодействия человека с окружающей средой, с одной стороны, позволяет лучше понять структурное содержание профессионально-педагогической деятельности по данному направлению, с другой стороны, более осознанно и заинтересованно вникнуть в особенности структурно-организационного пространства данной модели и приложить собственные усилия для разработки варианта подобной модели. Разработанные критерии оценки показателей профессионально-педагогической деятельности будущих учителей в сфере экологии включают: способность к разработке собственной модели рационального взаимодействия человека с природой; уровень теоретического обоснования значимости данной модели для повышения профессионально-педагогической подготовки выпускника вуза; сформированность навыков ведения научно-исследовательской работы по экологической проблеме. Заключение. Таким образом, разработанная модель рационального взаимодействия человека с природой способствовала формированию четких представлений будущих педагогов о ее структурных компонентах, характере их внутренних и внешних взаимосвязей, что явилось важным условием повышения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к формированию экологического мышления у подрастающих поколений. Такойподходобусловливаетзаинтересованноеотношение

Ключевые слова:

взаимодействие человека и природы, модель, структурные компоненты, рациональное природо- и ресурсопользование, экологическое просвещение. будущие педагоги, профессионально- педагогическая деятельность, критерии оценки

DOI: 10.14526/00_1111_17

Скачать полный текст статьи