Воспитание гуманных отношений между студентами на занятиях физической культурой

Авторы:

А.А. Оплетин , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

К основным направлениям модернизации образования по физической культуре относятся процессы гуманизации. Гуманизация предполагает поворот от традиционных дисциплинарных и объективных отношений преподавателя и студента к их субъективной самореализации, признания ценности каждой личности, её права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизация образовательных учреждений требует внедрения новых педагогических технологий, психологических знаний в практику повседневной работы со студентами как в учебном заведении, так и в обществе в целом, внедрение технологий, которые будут направлены на саморазвитие личности. Материал. В статье раскрываются педагогические возможности физической культуры в решении одной из задач современной системы образования - в воспитании гуманных отношений в учебном процессе вуза, направленном на саморазвитии личности студентов. Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, психологический тренинг, эксперимент. Результат. Эффективность воспитания гуманных отношений у студентов на занятиях физической культурой во многом зависит от того, насколько данная воспитательная программа вписывается в образовательную систему на методологическом и технологических уровнях. На методическом уровне закладываются определенные условия и предпосылки для воспитания гуманных отношений между студентами на занятиях физической культурой, что способствует саморазвитию личности. Однако в наибольшей степени формы, методы, средства и приемы воспитания гуманных отношений студентов раскрываются на технологическом (прикладном) уровне. Структура занятий физической культурой такова, что в нее вписываются элементы гуманистически ориентированной воспитательной системы: опора на игровую деятельность студентов; деятельностная и социальная реабилитация студентов, возможность вводить в учебный процесс различные системы игр и упражнений; использование системы оценок для закрепления положительно окрашенного опыта студента; создание эмоционально привлекательной атмосферы, основанной на взаимопомощи и доверительных отношениях между преподавателем и студентом; использование разнообразных технологий личностно-ориентированного образования. Заключение. Педагогические возможности физической культуры ввоспитании гуманных отношений личности являются одним из условий ее развития, саморазвития, совершенствования и необходимы для сохранения здоровой личности, формирования человека культуры. Гуманнистическая направленность физической культуры активизирует механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, выживания в изменяющемся обществе.

Ключевые слова:

педагогические возможности, физическая культура, гуманизм, учебный процесс, саморазвитие, личность.

DOI: 10.14526/08_2014_14

Скачать полный текст статьи