Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях взаимодействия с учащимися образовательной организации

Авторы:

Шубович М.М., Ульяновский государственный педагогический университет имени. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-8325-8626, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Петрищева Н.Н., Ульяновский государственный педагогический университет имени. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0001-8435-5607, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Авторы, обосновывая актуальность исследования, отмечают, что в настоящее время расширяющееся информационное поле обусловливает развитие имеющихся компетенций у педагога, постоянное обновление формата знаний, а коммуникативная компетентность является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности, целью которой является умение добиваться продуктивности в коммуникации. Материалы. В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий «коммуникативная компетентность», «студентыбудущие педагоги физической культуры», «условия взаимодействия», «формирование коммуникативной компетентности» и проведен анализ основных дефиниций. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова со студентами факультета физической культуры и спорта. Цель исследования заключалась в реализации программы, включающей два блока мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в процессе взаимодействия с учащимися в образовательном пространстве: блок 1 – мероприятия, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в процессе взаимодействия с учащимися, с применением активных форм обучения; блок 2 – мероприятия, направленные на раскрытие внутреннего потенциала, на стимулирование индивидуально-личностного проявления и стиля поведения студентов-будущих педагогов ФК. Результаты. Проведенное исследование и контрольная диагностика показали, что программные мероприятия способствовали формированию коммуникативной компетентности студентов-будущих педагогов ФК в условиях взаимодействия с учащимися образовательной организации, созданию условий для общения, развитию коммуникабельности, формированию навыков регулирования отношений между участниками образовательного процесса и адаптации в коллективе. Заключение. Изучение роли коммуникативной компетентности студентов-будущих педагогов ФК в перспективе может служить основой для дальнейшего всестороннего исследования проблемы разработки и реализации эффективных технологий формирования коммуникативной компетентности личности.

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, студенты-будущие педагоги физической культуры, условия взаимодействия, формирование коммуникативной компетентности.

DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-103-110

Скачать полный текст статьи