Факторы зависимости физической работоспособности курсантов в экстремальных условиях выполнения боевых задач

Авторы:

Пауесов С.А. , (старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», ул. Гремячий Лог, дом 1, г. Пермь, Россия, 614112)

Аннотация:

В данной статье представлены результаты анализа основных факторов, характеризующих физическую работоспособность курсантов. Основной целью работы явилось выявление основных факторов, влияющих на физическую работоспособность курсантов в условиях выполнения физической нагрузки различной интенсивности. Физическая работоспособность, с одной стороны, может выступать частью общей физической работоспособности и ее невозможно изолировать от других видов работоспособности, таких как умственная и психическая. С другой стороны, специалисты связывают физическую работоспособность с выносливостью. Как считают специалисты, высокий уровень развития выносливости способствует проявлению высокого уровня физической работоспособности и продолжительной эффективной работы. Методы исследования. В работе использованы анализ научно-методической литературы, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Материал. В статье представлены основные аспекты организации и планирования развития выносливости как основного фактора повышения физической работоспособности курсантов. Результаты. Для оценки физической работоспособности курсантов в экстремальных условиях нами предложено определить уровень физической подготовленности; оценить уровень функционального состояния; оценить резервные возможности и адаптацию организма; оценить эффективность воздействия различных физических нагрузок; выявить основные факторы, лимитирующие физическое развитие курсантов; создать критерии для повышения эффективности ФР. Нами отмечено снижение показателей в тестовых упражнениях у курсантов к 3 и 4-му курсу в зависимости от функциональной подготовленности. Отмечено поддержание физической работоспособности при нагрузках различной мощности только за счет функциональной мобилизации, а не за счет функциональной экономизации. При этом обнаружены корреляционные связи во всех изучаемых показателях от 1 к 4-му курсу. Выявлена зависимость изучаемых показателей от подготовленности организма курсантов к переносу физических нагрузок различной мощности. После нагрузки отмечено изменение взаимосвязи между изучаемыми показателями. Мобилизационные возможности организма курсантов к выполнению физических нагрузок зависят от физической подготовленности и проявления общей физической работоспособности. Динамика физической работоспособности от этапа к этапу исследований имеет различную тенденцию. Если на 1-2-м курсах у курсантов к 4-му этапу физическая работоспособность не снижается, и даже повышается, то на 3 и 4-м курсах, наоборот, наблюдается снижение уровня физической работоспособности. Данные, полученные нами, позволяют заключить, что физическая работоспособность в экстремальных условиях должна проявляться на высоком уровне. Заключение. Анализируя сравнительные данные курсантов, занимающихся различными видами двигательной деятельности, и результаты выполнения физической нагрузки в экстремальных условиях, можно заключить, что необходимо развивать и совершенствовать метаболические и кародиореспираторные системы курсантов как основу повышения эффективности физического совершенствования и специальной физической работоспособности в экстремальных условиях. Для этого необходимо создавать такие тренировочные программы, где учитывались бы экстремальные условия выполнения боевых задач, и провести заранее расчет прохождения или преодоления таких нагрузок по времени и по качеству.

Ключевые слова:

курсанты, физическая работоспособность, факторы, зависимость показателей, физическая нагрузка.

DOI: 10/14526/01_2018_289

Скачать полный текст статьи