Личностно-психологические факторы развития спортивной культуры у студентов

Авторы:

Крылов В.М., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Россия, ORCID: 0000-0001-7514-2861, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Крылова А.В., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Россия, ORCID: 0000-0003-0058-2947, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пономарева Т.А., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета г. Стерлитамак, Россия, ORCID: 0000-0001-7238-4691, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Развитие спортивной культуры у молодежи позволит обеспечить достижение основных целевых индикаторов развития физической культуры и спорта в РФ за счёт формирования мотивационно-потребностной (интенциональной) составляющей процесса вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность. Однако для развития её аксиологического компонента, формирования системы мотивации и оценки качественных показателей вовлечения населения в спортивную деятельность, помимо структурной (ценностной) составляющей, необходимо определить личностно-психологические факторы спортивной культуры. Материалы. Феномен спортивной культуры характеризуется многоаспектностью, однако можно выделить одну сущностную трактовку спортивной культуры как личностно обусловленной интегральной характеристики человека, а личностно-психологические особенности рассматривать как её факторы/детерминанты. В статье посредством факторного анализа исследованы факторы развития спортивной культуры у студентов. Методы исследования. Анализ научной литературы, методика выявления ведущего мотива деятельности, опросник Л.Н. Собчик, опросник «Минимульт», тесты Т. Элерса. Результаты. Первый фактор «Утилитарно-прагматическая спортивная культура» охватывает 17,2% суммарной дисперсии и включает 7 переменных: паранойяльность (0,681), ригидность (0,718), агрессивность (0,884), направленность мотивации на избегание неудач (0,543), тревожность (0,404), низкая самооценка (0,418), завышенная самооценка (0,423). Второй фактор «Гуманистическая спортивная культура» охватывает 14,8% суммарной дисперсии и включает переменные: экстраверсия (0,502), паранойяльность (0,427), лабильность/эмотивность (0,538), конформность (0,711). Степень выраженности пересекающейся переменной «паранойяльность» составила 78±2,21 Т-балла, и 53,6±2,43 Т-балла соответственно (по t-критерию Стьюдента: t = 2,12, р≤0,05). Заключение. Одним из условий развития спортивной культуры у студентов является выявление её личностно-психологических факторов. В ходе эмпирического исследования удалось сформировать обобщенную картину направленности личности с определенным типом спортивной культуры. У лиц с утилитарно-прагматическим типом одним из ведущих мотивов спортивной деятельности является лидерство, потребность во власти и доминировании. Определяющей данные мотивы потребностью является потребность в безопасности (безопасность статуса личности). Одним из способов формирования мотивации в данном случае будет апелляция к достижениям, лидерству и снижению рисков личностной уязвимости посредством спорта. У лиц с преобладанием гуманистического типа спортивной культуры ведущими мотивами являются стремление к максимальной социальной адаптации и эффективности, базовой потребностью – потребность в социальной принадлежности и признании. Вовлечение в спортивную деятельность в данном случае будет обеспечено апелляцией к массовой тенденции актуализации спорта как средства личностной самоактуализации. Дальнейшим направлением деятельности в рамках данного исследования является разработка диагностического инструментария для оценки уровня развития спортивной культуры у студентов.

Ключевые слова:

спортивная культура, личностно-психологические факторы спортивной культуры, физкультурно-спортивная деятельность.

DOI: 10.14526/2070- 4798-2021-16-4-90-95

Скачать полный текст статьи