Исследование взаимосвязи показателей внимания и продуктивности тренировочного процесса спортсменов гольфистов
Авторы:
Базарин К.П., Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» г. Красноярск, Россия ORCID: 0000-0003-0597-9871, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Александрова О.В., Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» г. Красноярск, Россия ORCID: 0000-0003-4129-1089, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кокорин А.Н., Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева г. Красноярск, Россия ORCID: 0000-0003-2079-1332, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Выстраивая психологическое обеспечение занятий спортом вида «Гольф» необходимо разработать специфические упражнения на развитие свойств внимания гольфистов, что позволит более продуктивно выстраивать формирование навыков и техник в условиях монотонной тренировки, создаст условия для работы тренера с повторяющимися ошибками. Данное исследование направленно на изучение свойств внимания гольфистов и выявления ключевого свойства внимания, которое обеспечивает успешность спортивной деятельности в гольфе. В статье представлены результаты исследования свойств внимания спортсменов и их взаимосвязи с эффективностью ударов на примере спортсменов вида спорта «Гольф». Методы исследования. Исследование проводилось на спортсменах гольфистах красноярской ассоциации «Гольф», тренировки проводились на симуляторе гольфа TrackMan. Оценка функции внимания спортсменов производилась с помощью теста Тулуз-Пьерона, который позволяет оценить такие свойства внимания как скорость, точность, а также такие показатели как: тип минимальных мозговых дисфункций, устойчивость скорости, устойчивость внимания, связь скорости и точности. На программном обеспечении гольф-симулятора Trackman TruGolf E6GOLF CONNECT и Virtual Golf 2 возможно играть на более чем 50 гольф полях и фиксировать более 20 параметров, таких как: скорость вылета мяча, вертикальный угол вылета мяча, горизонтальный угол вылета, бэк спин мяча (частота вращения мяча в воздухе – выражается в количестве оборотов мяча), скорость движения клюшки, вертикальный вектор движения клюшки, горизонтальный вектор движения клюшки, угол вылета мяча и др. Статистическая обработка результатов проводилась в MS Office Excel 2007. Результаты. Практические исследования показали, что обнаружена сильная отрицательная корреляция (r = – 0.89) для параметра K (точность) и S (отклонение). Формирование эффективности тренировок спортсменов включает в себя подбор специальных методов и средств, соблюдение этапов тренировки, нацеленных на повышение точности удара. Научная новизна. Результаты позволят в тренировочном процессе учитывать ключевые параметры, влияющие на совершение ошибки и успешность ударов, выстроить систему обеспечения допустимой нагрузки спортсмена при отработке технических приемов в монотонном режиме, уменьшить количество проверочных ударов, что, приведет к повышению точности. Практическая значимость. Постоянно повторяющиеся ошибки, связанные с систематическим отклонением от средней траектории движения мяча в гольфе, связаны со сформированностью показателей внимания и минимальными мозговыми дисфункциями спортсмена. Поэтому необходимо выделить ведущий показатель внимания, определяющий эффективность тренировочного процесса при отработке моторных навыков спортсмена гольфиста с целью оптимизации тренировочного процесса и выбора допустимой нагрузки для спортсмена. Заключение. При психологической подготовке спортсменов вида спорта «гольф» необходимо учитывать особенности и обеспечивать тренировку определенных свойств внимания, в том числе точности внимания.
Ключевые слова:
спортсмены вида спорта «Гольф», корреляционные связи параметров, скорость внимания, точность внимания, отклонение мяча.