Теоретико-методологические предпосылки к началу обучения технике передвижения на лыжах с коньковых ходов

Авторы:

Гарифуллин А.И., Зотова Ф.Р.*, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-5234-7749, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-8711-8807, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*

Аннотация:

В любом виде спорта, который состоит из множественности технических действий, встает вопрос о последовательности их изучения [1, 8, 9, 14, 21, 29]. Каждый вариант такой последовательности содержит определенный алгоритм и его обоснование. При этом чаще всего исходят из принципов дидактики: от простого к сложному, от общего к частному, от освоенного к неосвоенному и т.д. Несомненно, что последовательность обучения также зависит от возможностей обучающихся – их анатомо-морфологических данных, уровней физической и функциональной подготовленности, развития двигательных навыков, возрастных физиологических и психологических особенностей. В лыжных гонках традиционным является подход к обучению передвижению на лыжах, начиная с классического попеременно - двухшажного хода. На наш взгляд, данная позиция основана лишь на исторически сложившемся факте первенства появления классических ходов и проведения соревнований по лыжным гонкам лишь этим ходом. С признанием же конькового стиля передвижения на лыжах, включением его в программы и правила соревнований появилась необходимость технической подготовки спортсменов в обоих способах скольжения на лыжах. Материалы. В своем исследовании мы предположили, что определение предпосылок объективного и субъективного характера к возможности начала обучения передвижению на лыжах юных лыжников-гонщиков групп начальной подготовки с изучения сначала коньковых, а затем классических ходов позволит найти и обосновать наиболее рациональный вариант процесса начальной технической подготовки лыжников. Цель исследования. Выделить и обосновать основные предпосылки подхода к началу обучения технике передвижения на лыжах лыжников-гонщиков групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, опрос (анкетирование, интервьюирование), педагогическое наблюдение. Исследование проводилось в условиях учебно-тренировочного процесса в МБУ ДО «Спортивная школа «ФСО Снежный барс» г. Казани с лыжниками-гонщиками 9-10 лет групп начальной подготовки первого года обучения. Результаты исследования и их обсуждение. В статье приведены предпосылки, которые являются основанием считать возможным подходом к началу обучения передвижения на лыжах обучающихся спортивных школ по лыжным гонкам групп начальной подготовки первого года обучения с коньковых лыжных ходов. Данная позиция обосновывается, во-первых, наличием объективных предпосылок в виде исторических фактов, которые привели к появлению коньковых ходов и, как следствие, к эволюции лыжного спорта, в целом, теоретических закономерностей и принципов – из сфер биомеханики, возрастной физиологии и психологии, теории спорта и, во-вторых, наличием новых мнений, взглядов, суждений на процесс технической подготовки лыжников-гонщиков, как субъективных предпосылок. Заключение. В статье приведены основные объективные и субъективные предпосылки как условия развития благоприятной ситуации для возникновения нового подхода к реализации технической подготовки лыжников-гонщиков, в целом, и к обучению передвижению на лыжах, начиная с коньковых ходов, в частности.

Ключевые слова:

лыжные гонки, классические ходы, коньковые ходы, последовательность обучения, объективные и субъективные предпосылки, техническая подготовка, лыжники-гонщики 9-10 лет.

Скачать полный текст статьи