Эпистемологический анализ понятия «тактика» и проявление компонента в теории и практике физической культуры

Авторы:

Кипрушина И.И. (1), Смирнова Г.Н. (1), Пугачев И.Ю. (2,*), Родичкин П.В. (1), 1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-5784-6096, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-0215-0737, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0003-1181-3800, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; (2) Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина г. Елец, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Отмечается, что в толковании понятия «Тактика» на поверхности суждений усматривается противоречие или проблемная ситуация: с одной стороны, дефиниция представлена смысловым определением, отражающим сущность понятия и наукоёмкость; с другой стороны, – имеет место абстрактность его инвариантного проявления. Целью работы являлось изучение положений, отражающих дефиницию «Тактика» в исследованиях по физической культуре и спорту и представление авторской позиции взглядов. Материалы и методы исследования: в процессе работы применялись методы логической обработки информации (распределение; группировка; сравнение; обобщение; абстрагирование); ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; сжатия информации; аналитическое прогнозирование; оптимизации информации. Результаты. Установлено, что термин «Тактика» в «Толковом словаре Ожегова» трактуется в транскрипциях трёх проявлений реальности: как составная часть военного искусства: теория и практика подготовки и ведения боя; как общий план подготовки и ведения боя, боевых операций; как совокупность средств и приёмов для достижения намеченной цели. Заключение. Выявлены две позиции проявления компонента в теории и практике физической культуры: в широком философско-педагогическом понимании – как приближенный синоним понятий «Успешность жизнедеятельности»; «Творческая задумка»; «Неординарно-рациональная организация труда или производства», в частности, элементы менеджмента тренерским штабом; несколько отличных от дефиниций «Спорт», «Соревнование»; в узком смысле, применительно к сфере физической культуры – как конкретное понятие отдельно самостоятельной стороны спортивной подготовки атлета; последнее толкование термина унаследовано из теории военного искусства, поскольку геополитические войны зародились раньше, чем олимпийское движение и непрерывно продолжаются и сейчас. Научная новизна: установлено, что при проведении обыденных физкультурных занятий в школах, дошкольных учреждениях, вузах, тактический компонент реализации педагогом не ограничен в творческом проявлении инвариаций; при непосредственном же участии лиц в соревнованиях любого ранга рамки проявления компонента ограничены «Правилами по виду спорта». Практическая значимость: изученные внутренние детерминанты сущности понятия «Тактика» раскрывает новые горизонты мировоззрения в творческой и полноценной реализации искомого феномена как аналоговых элементов искусства.

Ключевые слова:

тактика; методология; эпистемологический анализ; физическая культура; спорт; смысловая трактовка.

Скачать полный текст статьи