Алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых
Авторы:
Симагина А.А. (1,*), Иванова М.А. (2), Марьин И.С. (1), 1 Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-0044-9794, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*, ORCID: 0000-0002-4945-9280, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., (2) Центр медицинской реабилитации АО ГК "МЕДСИ", г. Москва, Россия ORCID: 0009-0002-4963-1519, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Во время начальных занятий по плаванию занимающийся воспринимает воду, как агрессивную среду, что формирует отрицательные психоэмоциональные состояния. Существующие современные подходы к обучению спортивных способов плавания подразумевает механическое выполнение упражнений, что соответствует занятиям в спортивных школах. Однако такой подход показывает низкую эффективность, поскольку тренерами не учитываются физическая подготовленность и психо-эмоциональное состояние занимающихся, что негативно сказывается на скорости освоения сложных двигательных навыков, применяемых в техниках спортивных способов плавания. В этой связи, в данной статье представлен авторский алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых. Научная новизна. Разработан и научно обоснован алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых, включающий в себя последовательное освоение плавательных навыков в соответствии со становлением кинематики на ранних этапах жизни по трем плоскостям, с увеличением естественной амплитуды движений в суставах, согласно моторному развитию. Практическая значимость. Авторский алгоритм может использоваться специалистами во время тренировочного процесса с начинающими пловцами-любителями, занимающимися в коммерческих организациях города Москвы. Материал. Исследование проводилось на базе трех коммерческих организаций города Москвы: фитнес-клуб X-Fit fusion premium, фитнес-клуб East-West, аквакомлекс Лужники (г. Москва). Методами исследования послужили результаты: анализа учебной и методической литературы по вопросам обучения технике спортивных способов плавания, а также научные работы чешского невролога Вацлава Войты о раннем моторном развитии; обобщения передового педагогического опыта (в том числе, собственного опыта авторов статьи) обучения пловцов-любителей в системе оздоровительного (массового) плавания; многолетних педагогических наблюдений за учебно-тренировочным процессом за профессионально трудовой деятельностью специалистов спортивных школ и коммерческих школ плавания г. Москвы; опроса (индивидуальные беседы) тренеров по плаванию. Результат. В результате исследования нами разработан алгоритм обучения плаванию спортивными способами на основе моторного онтогенеза и становления функциональности мышечных лент для детей и взрослых, который предполагает следующую последовательность освоения спортивных способов плавания: положение/движение в шейном отделе и дыхание (при активизации глубокой ленты), положение/равновесие и баланс корпуса, выполнение плавательных движений в сагиттальной плоскости (выполняемых передне задней лентой), выполнение плавательных движений во фронтальной плоскости (выполняемых латеральными лентами), выполнение движений в горизонтальной плоскости и многоплоскостной работы (при включении спиральных и функциональных лент). Заключение. Освоение плавательных навыков в такой последовательности позволяет добиться более комфортного и результативного технического плавания, облегчить освоение в водной среде и улучшить координацию движений и контроль тела на первых этапах, улучшить праксис и облегчить исправление и коррекцию ошибок, связанных с мышечными дисбалансами, присутствующими практически у любого современного человека, а также с индивидуальными особенностями работы его ОДА.
Ключевые слова: обучение спортивным способам плавания, водная среда, моторный онтогенез, функциональные мышечные ленты, пловцы-любители.