Сравнительный анализ нормативов тестирования физической подготовленности студентов
Авторы:
Бобков В.В. (1,2,3,4,*), Мещеряков С.П. (1), Абдуллин Р.Х. (5), Аверченко Н.С. (5), 1 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина г. Москва, Россия ORCID:0000-0003-2062-4278, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.* ORCID:0009-0000-5287-3901, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., 2 Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) г. Москва, Россия, 3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова г. Москва, Россия, 4 Российский государственный гуманитарный университет г. Москва, Россия, 5 Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Россия ORCID:0009-0007-6054-6389, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID:0000-0009-8204-5946, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
В статье рассматривается сравнительный анализ результатов тестирования физической подготовленности студентов мужского пола в программе выполнения тестовых испытаний ГТО (с учетом принятой в марте 2023 года новой редакции ВФСК ГТО) и результатов тестирования физической подготовленности студентов при поступлении в Военно-учебный центр (ВУЦ). Сравнить полученные результаты со средними показателями итогового тестирования студентов по учебной дисциплине «Физическая культура». Оценить соответствии программ учебно-тренировочных занятий тем требованиям, которые предъявляются к студентам в рамках различных видов тестирования. Практической значимостью работы является подробное определение текущего уровня физической подготовленности студентов. Материал и методы. Исследование проводилось в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, в ходе которого проводился комплексный анализ результатов выполнения тестовых испытаний в программе Фестиваля ГТО. Принимало участие 230 человек (студенты 1-3 курса мужского пола) и результатов вступительных испытаний в военно-учебный центр, в котором приняло участие 118 человек (студенты 1-2 курса мужского пола). Нами были выбраны для проведения анализа результаты в трех обязательных (для обеих групп) видах тестирования: в беге на 60 (100), 3000 метров и в подтягивании из виса на высокой перекладине. После проведения предварительного анализа и оценки успешности выполнения нормативов был проведен сравнительный анализ результатов выполнения данных тестов со средними показателями результатов итогового тестирования студентов по итогам семестра, накопленные за 16 лет регулярных наблюдений. Результаты. Анализ результатов тестирования студентов в программе Фестиваля ГТО и конкурсного отбора в ВУЦ позволил выявить следующее: требования к физической подготовке участников испытаний в разных видах тестирования неравноценны. В беге на 60 (100) метров они несколько занижены, а в беге на 3000 метров существенно завышены; нормы на золотой знак ГТО в беге на 60 (100) метров немного превышают верхнюю границу среднего уровня, в подтягивании соответствуют уровню «выше среднего, и беге на 3000 метров приближаются к высокому; нормы на серебряный знак ГТО в беге на 60 метров близки к значению верхней границы уровня «ниже среднего», в подтягивании соответствуют верхней границе среднего уровня, и беге на 3000 метров находятся между уровнями «средний» и «выше среднего»; нормы на бронзовый знак ГТО в беге на 60 метров соответствуют низкому уровню, в подтягивании находятся между уровнями «ниже среднего» и «средний» и «выше среднего», и беге на 3000 метров соответствуют уровню «ниже среднего». Заключение. При составлении рабочей программы важно ориентироваться на то, какие нормативы физической подготовки предстоит выполнять студентам. Это могут быть тестовые испытания ВФСК ГТО, вступительные нормативы при поступлении в ВУЦ или же контрольные нормативы по итогам учебного семестра. Кроме того, необходимо разделять эти испытания по степени трудности на те, которые вызывают наибольшее затруднение при выполнении и те тесты, которые наиболее доступны и равнозначны для одного и того же студента. Занятие должно строиться таким образом, чтобы студенты могли подтягивать свои слабые места, добиваясь заметного повышения уровня своей физической подготовленности. Кроме того, важно понимать, что если испытания выполняются в соревновательной форме, то необходимо использование соревновательного метода и на учебно-тренировочных занятиях.
Ключевые слова: