Психолого-педагогические условия совершенствования процесса физического воспитания студентов в вузе

Авторы:

Крылов В.М.*, Шарафутдинов Э.А., Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий г. Стерлитамак , Россия ORCID: 0000-0001-7514-2861, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*, ORCID: 0009-0008-1446-948С, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В работе представлен анализ содержания формируемых у студентов, в процессе физического воспитания, знаний. Эмпирически обоснована необходимость систематизации работы по формированию знаний в процессе обучения студентов двигательным действиям. Научная новизна состоит в проведении сравнительного анализа эффективности дискретного и интегрированного освоения знаний, смежных с физической культурой и спортом наук, в обучении студентов технике двигательных действий. Практическая значимость. Материалы могут быть применены учителями школ и преподавателями вузов для составления учебно-методических комплексов по дисциплине физвоспитание. Методы исследования. В группу испытуемых вошли преподаватели вузов (64 преподавателя обще академических кафедр физвоспитания, 9 заведующих), 360 студентов очного отделения, занимающихся в основной группе (164 первокурсника и 196 студентов 2 года обучения). В качестве основного метода исследования применялось анкетирование. Анкета для контингента ППС направлена на выявление областей передаваемых научных знаний, метода и контекста их передачи. Анкета для студентов – на проверку их знаний в части техники отдельных двигательных действий (на примере лыжной подготовки). Результаты. Результаты анкетирования ППС показали, что теоретические основы (знания) двигательных действий даются в рамках лекционного курса, то есть дискретно. В части научных областей преимущество отводится теории и методике физического культуры и спорта, педагогике и физиологии. В рамках практических занятий передаются знания о способах выполнения действия. Результаты анкетирования студентов продемонстрировали слабые знания по лыжной подготовке (способы передвижения) у 30% первокурсников и 20% студентов 2 курса; по физическим закономерностям движения на лыжах – 89% первокурсников и 77% студентов 2 курса. Ошибок в собственных движениях не могли назвать 50% первокурсников и 40% студентов 2 курса. После реализации предложенных психолого-педагогических условий показатель знаний улучшился на 73%, уровень подготовки – на 30% (на 3 мин). Заключение. Психолого-педагогическими условиями совершенствования процесса физического воспитания студентов в вузе являются: передача знаний о анатомо-физиологических и биомеханических основах движения должна быть интегрирована в процесс практической подготовки; знания на практических занятиях реализуются не как самоцель, а имеют подчинённое значение в процессе обучения движениям; в теоретический по физвоспитанию следует включить такие области знаний основ движения как биомеханика и физика.

Ключевые слова:

процесс физического воспитания студентов, обучение двигательным действиям, психолого-педагогические условия, знания, двигательные действия.

Скачать полный текст статьи