Содержание модернизированной программы физического воспитания школьников Китая
Авторы:
Чэнь Юйда (1), Родичкин П.В. (1), Пугачев И.Ю. (2,*), Малышева Е.В. (1), 1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0009-0006-1252-5332, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-1181-3800, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-1248-6979, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., 2 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, ORCID: 0000-0003-3849-2322, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*
Аннотация:
Исследование, представленное в работе, заключалось в применении к группе подростков из Китая в течение 3 месяцев программы аудиторных и внеклассных занятий спортом, в ходе которых оценивались их физическое состояние, образ жизни и некоторые показатели здоровья. Цель работы состояла в том, чтобы проверить влияние разработанной в рамках ответа на общественный и государственный запрос экспериментальной программы, ставящей во главу угла здоровьесберегающий компонент, а не выполнение каких-либо нормативов. Материалы и методы исследования: к методам и инструментам сбора информации, использованных в работе, относятся методы объективного анализа, включающие акселерометрию; тест Course-Navett, также известный как The Beep Test, представляющий собой челночный бег на 20 м и являющийся одним из наиболее часто используемых в Китае полевым тестом, предназначенным для оценки аэробных возможностей испытуемых; измерения роста и веса школьников, фиксацию антропометрических показателей, а также интервью и анкетирования с учителями физического воспитания и учащимися, задействованными в программе. К исследованию были привлечены 160 учащихся средних школ КНР, находящихся на завершающем этапе физического взросления и полового созревания, т. е., в пубертатном периоде, когда происходит последовательное снижение физической активности, отличающее детей младшего возраста, и переход к малоподвижному образу жизни, объясняемому среди прочего ростом нагрузок по основным общеобразовательным предметам. Результаты. Из 85 академических часов, выделенных на реализацию программы, все учащиеся, вне зависимости от уровня физической подготовки, в обязательном порядке должны были посещать в среднем 68 часов занятий, что превышало средний показатель посещаемости, выявленный до начала реализации программы почти на 12 академических часов. При этом самая высокая средняя посещаемость была зафиксирована на втором этапе эксперимента. Заключение. Содержание модернизированной программы предполагало: три месяца реализации (12 недель) с обязательным 68 часовым посещением занятий школьниками и три последовательных кейс-этапа. Перекрёстным педагогическим формирующим экспериментом выявлено достоверное улучшение функционального состояния школьников (р≤0,05). Научная новизна: сформулированы базовые установки трех фаз этапов реализации программы: «Я готовлюсь к новым свершениям»; «Я способен на новые свершения»; «Я могу добиться еще большего и получить удовольствие от спорта». Практическая значимость: разработана и внедрена программа аудиторной и внеклассной физической активности, направленная на реформирование системы физического воспитания в общеобразовательных школах Китайской Народной Республики за счет повышения уровня ее здоровьесберегающего компонента.
Ключевые слова:
школы КНР, учащиеся, физическая культура, спорт, модернизированная программа обучения, фазовая целевая установка, здоровьесбережение, содержание.