Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры
Авторы:
Жабаков В.Е., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0003-0897-1840, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Актуальность исследования педагогических условий реализации индивидуальных образовательных маршрутов является значимой тенденцией современного высшего образования. Автор подчеркивает, что реализация индивидуальных маршрутов подготовки педагогов физической культуры – это эффективное средство развития субъектности у будущих педагогов физической культуры, «персональный путь реализации личностного потенциала» каждого студента в высшем образовании. В качестве признаков понятия «индивидуальный образовательный маршрут» автором выделены процессуальность, праксиологичность и дихотомичность. Цель статьи – представлять результаты исследования педагогических условий реализации ИОМ педагогов физической культуры с использованием метода фокус-групп. Научная новизна исследования заключается в расширении теории и методики реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры; в проектировании дизайна исследования педагогических условий реализации индивидуальных образовательных маршрутов; описании процессуальности, праксиологичности и дихотомичности, как атрибутивных характеристик ИОМ. Практическая значимость исследования заключается в апробации исследования педагогических условий реализации индивидуальных образовательных маршрутов методом фокус-групп в процессе организация деятельности научно-исследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ. Методы исследования: в качестве основной исследовательской методологии был выбран метод проведения фокус групп. В исследовании приняли участие 45 человек из них юношей – 25 чел., девушек – 20 чел. в возрасте от 18 до 20 лет. Для обработки результатов фокус-групп были использованы методы: анализ беседы (лингвистический анализ), дискурс- и контент анализ. Результат. Для выявления условий реализации ИОМ были обсуждены темы: «Современные дети – современные технологии обучения», «Ценность знаний в ИОМ», «Самостоятельность и ИОМ», «Современные технологии тайм-менеджмент и ИОМ». Дискуссии в фокус-группах носили полуструктурированный характер, обусловленный задачами исследования. В результате интерпретации эмпирических закономерностей, выявленных в результате анализа высказываний респондентов, обобщении и систематизации лексических единиц, нами выявлено, что условия реализации ИОМ включают три группы: организационно-педагогические, психолого-педагогические, практико-ориентированные условия. Заключение. В результате эмпирического исследования нами выявлено, что разработанный дизайн исследования педагогических условий реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки будущих педагогов физической культуры методом фокус-групп является эффективным.
Ключевые слова:
индивидуальный образовательный маршрут, подготовка будущих педагогов физической культуры, метод фокус-групп.